Александр Лукашенко проиграл в деньгах, но подготовился к президентским выборам

Очередной раунд драматичного противостояния «союзных» стран завершился вполне логично. Лукашенко уступил всем требованиям Москвы – и Таможенный кодекс ратифицировал, так и не добившись уступки по нефтяным пошлинам, и с российской ценой на газ согласился (см. статью на стр. 07). Правда, выторговал повышенную транзитную ставку, но выручка «Газпрома» от продажи газа на порядок выше выручки Белоруссии от транзита.

Задним числом легко увидеть, что финал драмы был предрешен. Что бы ни говорил Лукашенко о сильных «новых союзниках» – в Тегеране, Каракасе и Пекине, – никто, кроме России, не готов дотировать экономику Белоруссии на постоянной основе. Минск заинтересован в российском газе больше, чем Москва – в белорусском транзите: Россия может прожить без этой трубы, Белоруссия – нет. Москва может себе позволить таможенный союз на двоих, Минск не рискнет отказаться от последнего интеграционного проекта на территории бывшего СССР.

Лукашенко не мог не подписать. Чего же ради воевал и что выиграл? Если говорить о деньгах, то потерял еще больше, чем до конфликта. Пока Лукашенко не заартачился с Таможенным кодексом, Медведев с Путиным особо не педалировали тему повышенной газовой цены. Та, возможно, была бы лишь козырем в торговле вокруг кодекса: мы ее временно забудем, если Белоруссия перестанет мешать запуску союза. Кончилось же тем, что и в союз пришлось вступить, и за газ заплатить.

Но, проиграв в деньгах, что в любом случае было неизбежно, Лукашенко так лихо закрутил интригу, так долго держал паузу, так здорово разыграл последний акт с загадочной ратификацией в республиканском парламенте, призрачной, как «Летучий голландец», что вышло, будто последнее слово оставалось за белорусским президентом. И даже экспертному сообществу теперь не совсем понятно, фиксировать ли ничью и у кого большие имиджевые потери.

Население же, причем обеих стран-сестер, получило новый повод увериться, что это самостоятельный, неуступчивый, независимый от Москвы, способный добиваться от нее все новых поблажек деятель. А что еще нужно Лукашенко перед заходом на очередной президентский срок?