В чем секрет Назарбаева

Казахстан последних 20 лет можно считать примером в меру успешной авторитарной модернизации. Отмечавшийся вчера день рождения Нурсултана Назарбаева – хороший повод задуматься о причинах его политического долголетия и живучести назарбаевской политической модели. Выходец из высшей номенклатуры КПСС, он мог стать советским Дэн Сяопином: в 1990–1991 гг. многие хотели видеть его на посту премьера СССР. Но распад империи и другие обстоятельства сделали Назарбаева политиком национального, а не союзного уровня.

В отличие от многих коллег по СНГ Назарбаев не превратил авторитаризм в диктатуру и вел сбалансированную внешнюю политику. Это позволило Казахстану сохранить глубокие связи с Россией и найти новых политических и экономических партнеров. Экономика работает не только для обогащения приближенных кланов. Государство вело продуманную экономическую политику. Казахстанские реформы опережали аналогичные меры в других государствах СНГ. Страна дважды, в 2001 и 2006 гг., провела налоговую амнистию по более либеральным, чем в России, правилам. Пенсионная реформа началась в Казахстане еще в 1998 г. Преобразования в налоговой сфере снизили нагрузку на бизнес (НДС – 15% вместо российских 18%, социальный налог – 13% против нынешних 26% и будущих 34%). Казахские чиновники отправлялись на обучение в лучшие университеты мира. В феврале 2008 г. Назарбаев запретил ревизорам появляться на объектах малого и среднего бизнеса (кроме пищевых и фармацевтических производств) до конца года.

В итоге темпы среднегодового роста ВВП Казахстана в 1999–2008 гг. (10%) сравнялись с китайскими. Последствия мирового кризиса, падение рынка недвижимости, банковский кризис были серьезными, но переносимыми. В 2009 г. ВВП сохранился на прежнем уровне. Малый бизнес в Казахстане дает 25% ВВП против 15–17% в России.

Оборотная сторона относительного успеха просвещенного автократа – неопределенность будущего. Поправки в конституцию, продлевающие полномочия Назарбаева, не решили эту проблему. У лидера нет преемника (личности или группы людей), который после его ухода сможет поддержать нынешний баланс интересов.