На другие планеты не летим

Проект российского иннограда вызвал масштабную критику по линии «чем создавать что-то новое, помогите уже существующему». Последний пример – письмо ученых правительству с просьбой дать лучше денег им. Идея создания инновационной среды кажется туманной и неясной. А вот финансирование конкретных проектов представляется вещью понятной.

Хотя сомнительно, что точечные инновации – когда государство указывает, что надо сделать, – помогут запустить систему постоянного воспроизводства инноваций. Скорее все завершится тем, что не будет ни денег, ни реализованных проектов, ни, естественно, инновационной среды.

В то же время обещание создать постоянно выстреливающую инновациями среду общество не удовлетворит. Ему нужно показать конкретный продукт, который можно будет пощупать или хотя бы увидеть вживую. И желательно побыстрее.

Сомнительно, что инноград даст моментальную отдачу. Значит, помочь ему с презентацией инновационных артефактов мог бы реальный сектор. Но тут, увы, все довольно грустно.

Недавно был с гордостью продемонстрирован первый летный образец истребителя пятого поколения Т-50, но целый ряд экспертов сомневаются, что он полностью соответствует этому гордому званию. Дьявол скрыт в авиационных деталях: авионике, интеллектуальных системах управления и даже в двигателе. Оказывается, на этом чуде техники пока будет двигатель, который применялся на Су-27. А он, мягко говоря, не нов – его даже успели скопировать китайцы и начать выпуск под своей маркой J-11.

В ракетном двигателестроении также все непросто – там сейчас больше думают не о новой продукции. «Роскосмос» и НПО «Энергомаш» больше спорят о необходимости реформы ракетно-космической промышленности. Значит, сомнительно, что удастся быстро реализовать высказанное президентом Дмитрием Медведевым в последнем послании парламенту обещание создать двигательную установку, способную обеспечить полеты на другие планеты. Видимо, туда мы пока не летим.

Схожие проблемы мучат и гражданскую авиацию. Вроде бы в конце мая провели-таки сертификацию двигателя для Sukhoi SuperJet, но потом выяснилось, что он все равно не без дефектов. Самолет отстает от графика, при том что многие детали на нем вообще будут импортного производства. Тихо умер проект Ту-334. Зато идет активное подписание контрактов на покупку самолетов Boeing и Airbus.

Возможно, плечо государству мог бы подставить частный бизнес. Когда заходит речь про новые промышленные объекты, обычно говорят про стан-5000 и завод по сжижению газа на Сахалине. Но и тут не обходится без оттенка грусти – и дело даже не в том, что эти проекты реализованы в сырьевых отраслях. Первый стан-5000 был построен еще в СССР, т. е. сама идея прорывной не является. Кроме того, при строительстве новых станов активно использовалось зарубежное оборудование. А сахалинский завод строился не только по западным технологиям, но и непосредственно иностранными компаниями. Так что пока жаждущим инновационных зрелищ предложить нечего.