Потребитель как гражданин

Инструкция к микроволновке, продающейся в США, предупреждает, что нельзя помещать в нее домашних животных. А на стаканчиках для кофе написано, что горячее содержимое может обжечь. Россияне до сих пор смеются над такими предупреждениями. Но иностранные корпорации не считают своих покупателей слабоумными – им просто не хочется долго и дорого судиться.

Потребители в развитых странах давно стали мощной общественной силой. Тысячи неформальных объединений граждан, которые вместе защищают свои потребительские интересы, считаются основой гражданского общества в Америке и Европе. Потребители там сильнее, чем профсоюзы, и опаснее, чем налоговая служба. Многомиллионные штрафы лучше любых других стимулов заставляют фирмы заботиться о качестве своих товаров и услуг.

Россия исповедует рыночные ценности почти двадцать лет, а потребительский бум последнего десятилетия вообще стал главной приметой эпохи. Но почему-то защита прав потребителей у нас по-прежнему считается уделом склочных старушек. Тот факт, что наше общество не поощряет активное поведение потребителей, демонстрируют результаты социологических опросов: с нарушением потребительских прав сталкивается почти половина россиян (43%), но только 6% идут отстаивать свои интересы, выяснил ВЦИОМ в марте 2010 г.

Отчасти причина пассивности россиян кроется в безграмотности: 38% наших сограждан не знают, куда жаловаться, и имеют очень расплывчатое представление о своих потребительских правах. К тому же в нашей стране не очень любят правдоискателей. Но главная причина – усилия тех, кто все-таки отваживается на защиту своих прав, нередко оказываются бесплодными.

Правоохранительная система не настроена на защиту потребителей. Причинение вреда жизни и здоровью потребителя в России карается смехотворными штрафами от 1000 до 5000 руб. И даже их получить удастся только самым настойчивым после как минимум полугода унижений и мытарств по судам.

Например, когда в 2004 г. по вине молокозавода «Совхоз Богословский» больше 230 человек оказались в больнице с дизентерией, суд Свердловской области приговорил директора завода к штрафу в 50 000 руб. А железноводский молокозавод «Вита», виновный в отравлении около 700 человек в 2007 г., был оштрафован всего на 20 000 руб.

Даже международные корпорации, работающие в России, быстро перестраиваются на местный лад. Вспомним знаменитое дело: Стелла Либек против McDonald’s. Женщина серьезно обожглась кофе и обвинила в этом ресторан. Американский суд постановил выплатить Либек $640 000. В России же McDonald’s урегулировал аналогичное дело в досудебном порядке, выплатив около $4000.

Политика копеечных компенсаций потребителям зародилась в начале 90-х, когда в российские суды по примеру западных стран хлынула лавина исков от потребителей. Поначалу выплаты были солидными. Но предприятия тогда почти все были государственными, а госбюджет не мог себе позволить таких расходов, поэтому законодатели быстро перестроились.

Но когда дело касается крупных потерь, отечественные потребители вполне способны отстаивать свои права: вспомним объединения обиженных участников долевого строительства, а также иски к банкам, которые наживались на финансовой неграмотности, раздавая потребительские кредиты под гигантские проценты. Возможно, создание сильных потребительских движений в России – это просто дело времени. В конце концов, цивилизованные отношения потребителей и производителей и в развитых странах складывались не одно десятилетие.

Правда, в нашей стране потребительское движение неизбежно станет политическим. Власти с помощью телевидения стремятся сконцентрировать недовольство на торговых сетях и других частных компаниях. Но высокие цены в магазинах продиктованы коррупцией, ввозными пошлинами, преференциями для отдельных компаний, а главные нарушители конкуренции – это госструктуры. Правдоискатели до этого быстро докопаются.