Отечественные спутники не могут уследить за пожарами
Одна из причин того, что после пожаров 2002 г. не были приняты эффективные меры предотвращения их повторения, состоит в тотальной замене профессионалов-экологов политическими назначенцами и пиарщиками. Так, в современном Минприроды практически ни один руководитель не может профессионально отстаивать позицию на уровне правительства – специалисты в министерстве загнаны ниже уровня плинтуса.
Много говорится о том, что в стране нет, мол, спроса на инновации. Хотя, казалось бы, Россия, США, Канада и Бразилия, т. е. страны, активно сотрудничающие в рамках G8 и G20, объективно должны использовать спутники для охраны лесов и предотвращения массового распространения пожаров на территории своих стран. К сожалению, российские спутники не дают доступной оперативной информации по пожарам – у России сегодня фактически всего два спутника дистанционного зондирования земли (ДЗЗ): «Ресурс-ДК» и «Метеор-М» № 1. Спутник «Метеор-М» №1 работает и на пожары – это одна из важнейших его задач, но его продукты не доходят до потребителей. А это системный дефект – все ФГУПы и ответственные чиновники пытаются срубить хоть какую-то деньгу за поставляемые продукты, полученные со спутников, сделанных на бюджетные деньги. В результате в стране отсутствует эффективная спутниковая система мониторинга пожаров, что приводит к полной «информационной неосведомленности» (российский новояз в противоположность популярной американской концепции situation awareness) и, как следствие, к осознанному занижению числа пожаров и разнобою в цифрах.
Для оперативного обнаружения пожаров важны две вещи: высокая частота съемки и охват сразу больших территорий, что можно обеспечить только тесной международной кооперацией. Сегодня практически единственным инструментом, пригодным для оперативного обнаружения пожаров, с высокой частотой съемки и широким охватом, является американская камера Modis, установленная на американских же спутниках Terra и Aqua. С нее получают и снимки в оптических диапазонах (с разрешениями 1 км, 500 и 250 м), по которым можно посмотреть шлейфы дыма и уточнить локализацию пожара. Сегодня именно Modis используют для оперативного обнаружения пожаров – и у нас, и в мире, включая Информационную систему дистанционного мониторинга Рослесхоза и МЧС (внутренняя система «Космоплан» в оперативном центре).
Техника еще далека от совершенства – Modis нередко дает ложные срабатывания (например, фиксируя другие источники тепла – трубы ТЭЦ или даже просто сильно нагретые стальные крыши крупных строений). Зная об этом, местные представители МЧС и Рослесхоза нередко используют слабости системы как удобный предлог, чтобы отвергать результаты спутниковых наблюдений, если нет подтверждения из других источников – например, со снимков более высокого разрешения, где ясно виден и источник дыма, и сгоревшая территория. Но такие снимки, даже с нескольких ведущих мировых спутников одновременно, покрывают ежедневно только около 10% выявляемых по Modis потенциальных возгораний.
Соображения здравого смысла (все стационарные источники тепла известны) позволяют исключить большинство ложных срабатываний. А уж крупные многодневные пожары по ним идентифицируются совершенно уверенно. Опыт российских независимых экологических организаций, наблюдающих сегодня ситуацию исключительно по открытым и доступным в интернете источникам на основе того же Modis, убедительно показывает, что этой информации и здравого смысла вполне достаточно, чтобы представлять себе реальную обстановку в лесах не хуже государственных ведомств и регулярно уличать их в занижении цифр.
Однако информация о ложных срабатываниях – удобный предлог, и чиновники им пользуются, стараясь получше выглядеть перед начальством, которое уже успешно осваивает «Твиттер», но до более продвинутых технологий типа Google Earth еще, видимо, не дозрело. Такое отношение к технологиям – игнорировать неудобные данные под любым предлогом – играет не последнюю роль в том, что и МЧС, и Рослесхоз систематически и часто в разы занижают количество и площади пожаров в официальных отчетах. В начале сухого сезона этого года некоторым чиновникам удавалось неделями успешно скрывать от широкой общественности крупные лесные пожары в ряде регионов.
Итак, у России нет эффективной национальной системы спутникового мониторинга пожаров и нет отечественных спутников, на которых такую систему можно было бы построить. В интересах страны необходима более широкая международная кооперация по мониторингу массовых пожаров в лесах.
По итогам пожаров этого года необходимо провести обширное независимое исследование того, сколько лесов мы потеряли за этот сезон, придать этим оценками экономические характеристики и включить в итоговые показатели развития региона с выводами по эффективности управления вверенными природными ресурсами.
Необходимо изучить и проанализировать финансово-коррупционные составляющие управления землями и природными ресурсами (в частности, лесами, водой и торфом как полезным ископаемым), которые приводят к противоестественным схемам принятия решений, не позволяющим обеспечить воспроизводство и сохранение природных ресурсов и элементарную экологическую безопасность граждан.
Происходящее сращение независимых интернет-проектов с данными космической съемки скоро сделает невозможным сокрытие информации от населения и общественности. Попытки монополизировать использование спутниковой информации для государственных нужд, предпринимаемые причастными ведомствами, суть анахронизм и противодействие мировой тенденции, чреватые еще большим отставанием нашей космической отрасли и коррупцией.
Авторы – генеральный директор некоммерческого партнерства «Прозрачный мир»; директор по природоохранной политике WWF России, сопредседатель Общественного совета Рослесхоза