Статья опубликована в № 2664 от 09.08.2010 под заголовком: Россия – Грузия: Включить мягкую силу

Москве стоит поменять кавказскую политику

Через два года после окончания войны на Кавказе Россия ощущает себя безусловной победительницей. Процесс расширения НАТО на восток остановлен. Вашингтон фактически отказался от борьбы с российским влиянием на пространстве бывшего СССР. Южная Осетия и особенно Абхазия, хотя и не получили широкого международного признания, все больше воспринимаются в мире как территории, находящиеся вне Грузии. Напротив, президент Грузии, хотя и усидел в своем кресле в Тбилиси, приобрел в мире репутацию деятеля импульсивного и склонного к безрассудным поступкам. Отказавшись иметь дело с Саакашвили, Кремль поддерживает по своему выбору диалог с грузинской оппозицией и через главного санитарного врача РФ устанавливает, какие грузинские товары можно допустить на российскую территорию – что бы ни говорили на эту тему правила Таможенного союза.

Тем не менее Грузия остается для России нерешенной проблемой. Статус Абхазии и Южной Осетии остается подвешенным, что означает отсутствие у России международно признанных границ на кавказском рубеже. Абхазию многие поспешили чуть ли не записать в состав России, но очевидно, что эта республика, отделившись от Грузии, стремится к независимости как таковой, в том числе и от дружественной России. Южная Осетия, напротив, выглядит не только черной дырой, в которой почти бесследно исчезают деньги российского федерального бюджета, но и территорией, которая не обладает самодостаточностью, необходимой для создания реальной государственности. Ясно, что возврата к прошлому здесь быть не может, но будущее РЮО вызывает много вопросов.

Нереализованной оказывается заявленная роль России в качестве лидера в создании региональной системы безопасности на Южном Кавказе. Женевские переговоры с участием российских, грузинских, абхазских и южноосетинских представителей зашли в тупик. Отказ Кремля иметь дело с Саакашвили – в условиях монополизации власти в этой стране и слабости разрозненной грузинской оппозиции – делает практически невозможным серьезный политический диалог между Москвой и Тбилиси.

Грузия все больше отдаляется от России – не только политически, но и культурно. Необходимо признать, что политика санкций, направленная на подрыв Саакашвили «изнутри», не работает. Конечно, грузинская экономика страдает от запрета на импорт в Россию вин и минеральной воды, но форма запрета и аргументация в его пользу оскорбляют достоинство грузин и работают скорее на Саакашвили, чем против него. Расчет на то, что через несколько лет грузины «одумаются» и, подобно украинцам, изберут власть, которая пойдет навстречу Москве, может оказаться ошибочным.

Настало время изменить подход к грузинской проблеме. Вместо того чтобы продолжать делать грузин невольными заложниками отношения российского руководства к Саакашвили, нужно повысить привлекательность России в глазах грузинского общества. Иными словами, «жесткую силу» следует поменять на «мягкую». Что для этого нужно?

Во-первых, создавать элементарные условия для отношений между простыми людьми. Вместо нынешнего эпизодического открыть регулярное воздушное сообщение между двумя странами. Восстановить почтовые связи. Облегчить выдачу российских виз гражданам Грузии.

Во-вторых, перестать лицемерить в экономических отношениях. Пора отделить санэпидеминспекцию от политики. Следить за качеством импортируемой продукции абсолютно необходимо, но нельзя продолжать дискредитировать российскую санитарию. Восстановление профессионализма на этом направлении может, помимо всего прочего, помочь России на финальной стадии переговоров о ее вступлении в ВТО, где позиция Грузии может вскоре остаться последним препятствием для российского членства во всемирной организации.

В-третьих, нужно развивать и поощрять любые общественные обмены, а не только те, которые контролируются на высшем уровне. Нужно инициировать неформальные круглые столы, мозговые штурмы с участием не только российских и грузинских, но и абхазских и осетинских экспертов. Такие обсуждения в формате «второй дорожки» могут дать интересные наработки для последующих межгосударственных переговоров, когда для них наступят благоприятные условия.

В-четвертых, стоит готовиться к перезапуску отношений с Тбилиси – в момент, когда такие условия появятся. Содержанием такого перезапуска может стать пакет конструктивных российских предложений по окончательному урегулированию конфликтов в Абхазии и Южной Осетии и полноформатной нормализации отношений между Россией и Грузией.

Здесь, правда, есть проблема. Срок президентских полномочий Михаила Саакашвили истекает в 2013 г. Сейчас грузинский лидер готовит почву для того, чтобы остаться у власти и дальше – в качестве всесильного премьер-министра. Если эти планы реализуются, то состояние замороженности в российско-грузинских отношениях сохранится. Если же Саакашвили, напротив, согласится стать первым президентом Грузии, отслужившим свой срок и ушедшим в отставку в полном соответствии с конституцией страны, у Грузии появится шанс на урегулирование конфликтов и полноценное национальное развитие.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать