Кто оплатит убытки от пожаров

Нынешнее лето закончится. Прекратятся пожары, и развеется смог над столицей, практически отключивший от нормальной жизни ее жителей. Экономисты станут подсчитывать убытки, дипломаты – купировать ущерб, который экологическая катастрофа нанесла имиджу и репутации России. Неизбежно должна начаться работа по анализу причин, по которым страна оказалась не готова к тому, что произошло, выработка мер по недопущению подобной ситуации в будущем. Важно, чтобы эта работа, во-первых, не была политизирована, не стала объектом пропагандистских манипуляций, во-вторых, не носила келейного, узкопрофессионального характера, не превратилась в сведение карьерных счетов и борьбу за бюджетные деньги, а в-третьих, не ограничивалась поверхностными и легкими выводами. Есть один пострадавший от пожаров, смога и бардака нынешнего лета – народ России. Нельзя, чтобы «разбор полетов» проходил без него.

Конечно, необходимо дать публичные политические оценки тому, что произошло. Президент прервал свой отпуск и вернулся в Москву, но этого не сделали депутаты ни Государственной думы, ни местных парламентов, в том числе московского, которые первыми должны реагировать на угрозы жизни и здоровью собственных избирателей. Последним, наверное, стоит поинтересоваться, где в тяжелые дни находились их депутаты и сенаторы, почему они не вернулись на работу и не подключились к усилиям, предпринимаемым исполнительной властью, даже не собрались на чрезвычайное заседание. Наверняка осенью начнутся попытки взаимных обвинений и демонстрации собственного политического героизма, но факт остается фактом: ни одна политическая партия, кроме отчасти ЛДПР, не включилась в борьбу с пожарами и смогом, не попыталась организовать своих сторонников.

Удивительную слабость проявило российское гражданское общество. Лишь немногие экологические организации включились в борьбу с природной катастрофой. Правозащитные организации увлеченно занялись внутренними разборками, в то время как многочисленные патриотические движения и клубы, так любящие публичность, практически полностью проигнорировали тяжелейшие проблемы, с которыми столкнулся главный объект их патриотизма – собственная страна. Пресловутые «Наши», продемонстрировав любовь к Родине на Селигере, полностью исчезли с политического горизонта, когда потребовалось участие в реальном деле. Как свидетельствует мировой опыт, именно в такой ситуации, какая сложилась в России, появляется наибольший запрос на активность гражданского общества. Однако оно в России не увидело этого запроса, не отреагировало на него и оказалось в стороне от реалий. Если бы не оперативно и добросовестно работавшие СМИ, а также активность блогосферы, многие аспекты экологической катастрофы вообще остались бы без внимания.

Недели пожаров и смога продемонстрировали неготовность местных чиновников и организаций дать людям четкие рекомендации, как себя вести, как защитить себя и своих детей в такой ситуации. Многие поставили карьеру и «честь мундира» выше интересов россиян. Ответственные лица с глубокомысленным видом призывали то носить марлевые повязки, то отказаться от них, ибо они лишь увеличивают вред для здоровья. Вместо быстрой информационной работы с населением Минздравсоцразвития стало запрещать диагнозы, занялось постыдным обсуждением уровня смертности в Москве и ситуации в моргах, увеличивая тем самым тревожные настроения и растерянность жителей города. Почти каждый второй день приносил новый температурный рекорд, однако, кроме банальных советов не находиться под открытым солнцем, россияне ничего не слышали от обычно крайне активных в защите их здоровья от грузинских и молдавских вин чиновников Роспотребнадзора и т. д. Никто вовремя не объяснил, чем именно опасен смог для здоровья. Иными словами, местные чиновники, государственная информационная система не выдержали испытания форс-мажорными обстоятельствами. Люди были сильно дезинформированы. Итог – еще большая потеря доверия к местной власти, парадоксальной жертвой которой стали рейтинги первых лиц страны, которые все-таки занимались разрешением сложившейся ситуации.

Московское правительство так и не смогло объяснить людям, какие именно часы каждый день наиболее опасны, хотя метеорологи гарантировали точность прогнозов на день-два вперед. Рекорд дезинформации установил пресс-секретарь находящегося за границей московского мэра, заявивший, что ситуация в городе не вызывает никаких тревог, причем сделал это практически накануне того, как концентрация вредных веществ в воздухе Москвы стала чрезвычайно опасной. Результатом такого заявления стал неисправляемый ущерб здоровью миллионов москвичей, особенно детей, который скажется через много лет. Тут уже не просто должностной проступок чиновника, а скорее настоящее преступление против беззащитного населения города, требующее не столько политической, сколько правовой оценки и обладающее, на мой взгляд, всеми основаниями для массового судебного иска.

События этого лета должны привести не просто к шумным политическим разборкам, как обычно в России, но к волне судебных процессов против конкретных местных чиновников и организаций, в том числе коллективных исков и требований финансовых компенсаций. Ошибки чиновников нельзя без конца оплачивать из госбюджета. Большинство из них, как известно, вполне в состоянии покрыть нанесенный ими ущерб из собственного кармана. Тогда – даже при всех очевидных проблемах судебной системы в России – судьба чиновника уже не будет монополией его начальника, а признанного судом виновным бюрократа станет непросто передвинуть на другое место. Мировой опыт показывает, что конкретная правовая ответственность чиновника, как правило, тяжелее неопределенной политической. Особенно в сочетании с личными финансовыми потерями.