Статья опубликована в № 2673 от 20.08.2010 под заголовком: Порядок вещей: Что может элита

Реформы сверху возможны

Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание

Что мотивирует элиту на преобразования? Что движет политическими лидерами, когда они решают начать процесс модернизации? Неотвратимость потрясений и угроза потерять власть? Или ценностные ориентиры? По-моему, шансы на успех заметно увеличиваются, если элита начинает действовать именно в силу убеждений.

Каждая нация рано или поздно сталкивается с выбором: развиваться или деградировать как нация. Ключевую роль при выборе первого пути всегда играло понятие «ответственность элит». Иными словами, успех во многом зависит от того, насколько лидеры отождествляют себя с обществом, насколько их инициатива связана с волей и желанием добиться цели. И главное – насколько они готовы мыслить в категориях общественного блага и личного примера. Не сочтите за пафос – насколько они способны на самоотверженность и самопожертвование. В битве при Каннах римляне потеряли большую часть сената. В трагедии «Титаника» среди спасшихся мужчин не было пассажиров первого класса. Наконец, вспомним, что отцы-основатели США стали символом нации.

На мой взгляд, существует безусловная связь между моральным уровнем людей, входящих в политическую элиту, и процветанием государства. Нобелевский лауреат Амартия Сен в книге «Развитие как свобода» подчеркивает, что отставание в развитии государства всегда вызвано эгоизмом элит.

Наш исторический опыт показывает, что наполнение формы содержанием для лидеров процесс слишком утомительный. Проще сбрить боярам бороды и начать считать себя европейцем. Нынешняя модернизация рискует стать хрущевским коммунизмом не только потому, что мы пытаемся чинить проводку на тонущем корабле. Вообще, рассуждать о модернизации в условиях нашей системной отсталости и тотальной коррупции все равно что петь «Марсельезу» в церкви. В исковерканной системе ценностей даже самые благонамеренные действия приведут не к тем результатам, ради которых они предпринимаются.

Это не значит, что достичь результата благодаря инициативе элит невозможно. Возможно – и тому есть много примеров. В тех случаях, когда элита сознательно лишала себя богатств и привилегий ради процветания всей нации, ее инициативы имели ошеломляющие результаты.

Одним из самых поучительных и впечатляющих примеров модернизации является эпоха Мэйдзи Ишин (просвещенного правления) в Японии в конце ХIХ в. Менее чем за 40 лет Япония, бывшая островной сельскохозяйственной и феодальной страной, превратилась в мировую державу. В 1868 г. один из отцов японской модернизации – Кидо Койн продекларировал две ключевые задачи:

1. Всюду продвигать талантливых людей. Новое правительство целиком посвящает себя заботам о благосостоянии народа.

2. Обеспечить Японии равноправные отношения с другими странами мира.

После провозглашения основной цели последовала присяга, произнесенная Кидо в том же году, которая состояла из пяти основных пунктов:

1. Следует созвать широкое собрание представителей. Все государственные вопросы решать по результатам публичных обсуждений.

2. Все классы, высшие и низшие, должны объединиться для энергичного развития экономики и благосостояния народа.

3. Все люди должны получить возможность стремиться к выполнению своих желаний, так чтобы у них не было недовольства.

4. Основные обычаи прежних времен (изоляция от мира) должны быть отброшены, а все действия должны соответствовать принципам международной справедливости.

5. Нужно собирать знания по всему миру и так укрепить основание империи.

Но главное, правительство не боялось говорить правду, и прежде всего себе. «Я не представлял прежде, насколько далеко от Японии ушел западный мир в вопросах цивилизации и просвещения. Наша нынешняя цивилизация – это не настоящая цивилизация. Наше сегодняшнее просвещение – это не настоящее просвещение. Только обучение в настоящих школах поможет устранить отставание», – писал Кидо во время поездки по США многочисленной японской делегации.

На острова высадилась целая армия американских, английских, немецких преподавателей, бизнесменов и ученых. Вслед за экономическими реформами наступила пора политических. Элиты сформировали свои ориентиры. Кидо писал: «Мы изучаем физику, экономику, психологию и другие науки не потому, что их открыл Запад, а потому, что в них всеобщая истина. Мы стремимся утвердить в нашей стране конституционное правление не потому, что это западная форма правления, а потому, что оно соответствует природе человека».

А что же самураи, которых в 30-миллионной Японии насчитывалось два миллиона и которые жили за счет казны? В 1876 г. власти перестали их содержать, оплатив при этом компенсацию государственными облигациями. У самураев не осталось выбора – пришлось идти работать или заняться предпринимательством на вырученные от продажи ценных бумаг деньги. И некоторые даже преуспели. Бывший самурай Ивасаки Ятаро основал корпорацию «Мицубиси».

Отбросьте страшные подозрения – я не призываю к самопожертвованию нашу коррумпированную бюрократию. Просто исторические прецеденты и общение с региональными лидерами иногда дают повод для смелых фантазий. Скажем, о смене ценностной ориентации элиты естественным путем – с помощью полноценного института выборов.

Выбор редактора
Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more