Казна на ветер

Оценка эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, введенная указом президента в июне 2007 г. и постановлением правительства в апреле 2009 г., дает потрясающие результаты. Согласно докладу Минрегионразвития, представленному на президиуме правительства, сумма неэффективных расходов региональных бюджетов составила в 2007 г. 366 млрд руб., в 2008 г. – 402 млрд руб., в 2009 г. – 415 млрд руб. (см. также статью на стр. 03).

Не совсем понятно, как Минрегион рассчитывал эти суммы, ведь набор критериев и показателей для оценки эффективности был введен только в прошлом году (постановлением правительства), да и в этом году документы «совершенствовались». Но кроме общих цифр в презентации министерства есть и частные показатели. Например, авторы доклада сокрушаются, что среднемесячная зарплата в социальной сфере остается гораздо ниже, чем в экономике (15 000 руб. в здравоохранении, 12 400 руб. в образовании, 11 000 руб. в сельском хозяйстве, 19 800 руб. в экономике), и тут же приводят цифру средней зарплаты на госслужбе в регионах – 33 600 руб. За год число региональных чиновников сократилось на 4%, но расходы на них выросли на 6%. С 2005 по 2008 г. (выборы глав регионов отменены осенью 2004 г.) расходы субъектов на госуправление росли темпом 27% в год.

Эффективность бюджетных расходов, судя по всему, мало зависит от проводимых реформ. Скажем, 86% образовательных учреждений перешло на подушевое финансирование, а 77% – на новую отраслевую систему оплаты труда. Но это не привело к снижению доли неэффективных расходов – в образовании неправильно потрачено 142 млрд руб. В сфере ЖКХ вырос такой показатель, как доля аварийного жилого фонда (а ведь именно с ним призван бороться Фонд содействия реформированию ЖКХ). И т. д.

Очередной призыв правительства к регионам – будьте эффективны, экономьте деньги – вероятно, связан с бюджетной реформой. Губернаторы должны быть готовы к тому, чтобы снижать бюджетный дефицит при одновременном сокращении трансфертов из центра (это предполагают бюджетные проектировки Минфина). С одной стороны, налоговая база и так перераспределена в пользу центра. С другой – судьба губернатора намного больше зависит от показателей политической и бизнес-лояльности, чем от показателей эффективности управления.