Неизбежность Лукашенко

В конце этого года состоится событие, которое вряд ли могло рассчитывать на внимание россиян, – выборы президента Белоруссии. Все последние 15 лет мы знали, кто им станет: Александр Лукашенко, союзник России, раньше своих московских коллег внедривший в стране управ­ляемую демократию и до поры до времени крайне умело конвертировавший политическую близость к российскому руководству в экономические преференции.

Сейчас все не так очевидно. Москва и Минск поссорились – и, похоже, серьезно. Несколько нефтяных и газовых войн, конфликты вокруг поставок молока и ряда других потребительских товаров, сложности с ОДКБ и Таможенным союзом, позиция Минска по Южной Осетии и Абхазии – это неполный список поводов к взаимному недовольству. В России поползли упорные слухи, что Кремль перестал делать ставку на Лукашенко.

Между тем ситуацию, в которую попала Россия, сложно назвать простой. Да, Москве дорого приходилось платить Минску за видимость Союзного государства. Но это был ее собственный выбор – а сегодня отношения не такие уж и «спонсорские»: Белоруссия в текущем квартале платит за газ по $193 за 1000 куб. м, хотя спотовые цены в Британии в первом полугодии составили $208, а в США в июле – $156; льготные цены на нефть действуют только для того ее объема, который потребляется в республике (импорт Белоруссией из России нефти в первом полугодии, кстати, снизился на 49,8%). В таких условиях постоянное давление не столько порождает недоверие к Лукашенко, сколько уменьшает число сторонников сближения с Россией. Еще в прошлом году 40% опрошенных белорусов были согласны на то, чтобы их страна вошла в состав ЕС, и менее 15% готовы были на объединение с Россией в единое государство. Белорусский экспорт также ориентирован на Запад, а не на Восток: в 2009 г. товаров на $9,1 млрд пошло в ЕС и на $6,7 – в Россию. По итогам прошлого года, кстати, в Брюсселе Белоруссию назвали самым активным и исполнительным членом европейской программы Восточного партнерства. Да, Белоруссия зависит от России, но тех, от кого зависят, часто боятся, но редко любят.

Как бы в Москве ни подчеркивали дотационную сущность белорусской экономики, она более модернизирована, чем российская. Промышленность и строительство обеспечивают 36% ВВП, маленькая республика производит больше тракторов и экскаваторов, чем огромная Россия, по показателям объема производства продукции легкой и пищевой промышленности на душу населения обходит нас в 2–3 раза, а по объему жилищного строительства – в 2,1 раза. Тратя всего 0,4% ВВП на дорожную инфраструктуру, страна содержит ее в гораздо лучшем состоянии, чем Россия. Энергоемкость ВВП ниже российской почти на 30%. При этом власти начинают делать практические шаги по избавлению от зависимости от российских энергоносителей: уже идут добыча и закупки не­фти в Венесуэле, а на балтийском побережье Литвы может быть построен регазификационный терминал для поставки СПГ. И если перед населением Белоруссии этой осенью будет поставлен реальный выбор, то это будет выбор между Лукашенко и менее пророссийски настроенным кандидатом. Потому что перспектив на модернизацию и развитие ни с Россией, ни с Таможенным союзом в Белоруссии не связывают.

В то же время для России попытка поддержать на выборах демократического кандидата или объявить о том, что они прошли не в соответствии с демократическими стандартами, чревата значительными проблемами. Во-первых, неочевидно, что завтра, 24 августа, в Минске лидеры оппозиционных сил действительно договорятся о скоординированных действиях, и если Москва решит поддержать одного из них, то избраннику трудно будет сохранить в Белоруссии неангажированный облик – а быть проводником интересов России там сейчас не слишком популярно. Во-вторых, все оппозиционные кандидаты – это честные люди, сторонники демократии и экономического либерализма, и разменять поддержку на обещания продать российскому олигархату белорусскую промышленно­сть они вряд ли захотят, а уж признать кавказские псевдогосударства им и вовсе не придет в голову. И наконец, в-третьих, агитация Кремля за справедливые и демократические выборы в Белоруссии накануне выборного цикла 2011–2012 гг. в самой России, в котором власти нужны предсказуемые результаты, может спровоцировать совершенно ненужные ей тенденции к модернизации политической системы. И поэтому Москве, видимо, придется и дальше дружить с тем, кого она выпестовала. Найти виноватых за показ оскорбительных фильмов, снизить цены на газ и в одиночку «активизировать отношения» с Абхазией и Южной Осетией. Время окончательного выбора еще не пришло.