Призыв дороже контракта

Россия и Германия стремятся реформировать свои армии, чтобы повысить уровень боеготовности. Германия намерена изменить структуру вооруженных сил и сократить их численность (см. статью на стр. 02) более чем на треть – с нынешних 250 000 человек до 165 000. Россия на радикальное сокращение не пойдет.

Но главное различие не в этом. Германия считает нынешнюю смешанную систему комплектования армии неэффективной и дорогостоящей и хочет окончательно перейти к профессиональной. Министр обороны Карл-Теодор цу Гуттенберг надеется снизить военные расходы на 8,3 млрд евро (это четверть оборонного бюджета ФРГ) к 2014 г. – в том числе и за счет отмены призыва. То есть немцы считают воинскую повинность не только устаревшей, но и слишком накладной.

Российский военный бюджет должен увеличиться с 1,2 трлн руб. в 2009 г. до 1,4 трлн в 2011 г. и 2 трлн в 2014 г. И дело вряд ли только в росте закупок вооружения. Россия стремится улучшить армию за счет оптимизации структуры, не меняя систему комплектования. Минобороны не отказывается от призыва, напротив, число новобранцев, и без того выросшее с 260 000 человек в 2007 г. до 540 000 в 2010 г., может увеличиться еще. Дело не только в замене двухлетнего срока службы на годичный. Генералы признали, что увеличивают набор, провалив программу перехода армии на контракт.

С одной стороны, призывник кажется дешевле профессионала – ведь он получает копейки, требует минимального уровня расходов на еду, жилье, подготовку, здоровье. С другой стороны, нельзя не учитывать масштаба – призывная армия гораздо многочисленнее контрактной. Также никто не считает косвенных издержек, которые несет экономике призывная армия. Только медицинское освидетельствование рекрутов, по расчетам экспертов, обходится ежегодно в 52 млрд руб. Точная цена перевозки новобранцев к месту службы и обратно неизвестна, но с учетом российской территории это тоже миллиарды. Небоевые потери в Российской армии, по данным Минобороны, снизились в 2005–2008 гг. с 1064 до 471 человека в год. За 10 месяцев 2009 г. погибли еще 297. В бундесвере небоевые потери исчисляются единицами, в боевых операциях за пределами страны с 1993 г. погибло менее 200 человек.

Потери российской экономики от призыва специалистов (выпускники вузов составляют 15–20% рекрутов) и отъезда талантливой молодежи за границу вряд ли можно посчитать.