90-е годы возвращаются

Конечно, если сравнивать со стотысячными митингами конца 80-х гг., то 3000–5000 человек, собравшихся на Пушкинской площади 22 августа, не особо впечатляющая цифра. Но многие из тех, кто пришел в прошлое воскресенье защитить Химкинский лес к памятнику великому поэту, в 80-е гг. были совсем маленькими детьми, и до прошлого воскресенья разговоры об особом духе протестных акций в Москве были для них не более чем воспоминаниями старших товарищей об исторических событиях. Сегодня они этот дух почувствовали сами: дух единения во имя чего-то стоящего, дух задорного и позитивного протеста.

Если сам концерт не получился (власти не пропустили музыкальную аппаратуру на площадь, и музыкантам пришлось петь в мегафон), то идея альтернативной обычному оппозиционному митингу акции оказалась состоятельной. Участники отмечали новые лица и новые настроения в толпе. Что-то меняется, говорили они, и даже явно консервативный антиоппозиционный комментатор в одном из популярных блогов назвал это «первой акцией «несогласных людей», которая не вызывает омерзения».

«22 августа 2010 г. можно считать тем радостным днем, когда закончились нулевые годы. Закончились годы с нулевой активностью, с нулевой температурой, с нулевой попсовой музыкой, и реально началось новое десятилетие», – заявил организатор митинга-концерта Артемий Троицкий, и эта фраза полетела по интернету. Даже если до настоящего перелома в гражданской активности россиян пройдет немало времени, в прошлое воскресенье на площади, пожалуй, впервые за десятилетие люди поверили, что это может произойти при их жизни.

Главный аргумент близких к Кремлю политиков, комментаторов и журналистов: организаторы ввели людей в заблуждение. Мол, людей зазвали послушать ДДТ на халяву, а в итоге те попали на антиправительственный митинг.

Конечно же, ни в какое заблуждение организаторы концерта публику не вводили: все, кто пришел на площадь, заранее прекрасно знали, ради чего они собираются. А тот факт, что тысячи людей продолжали стоять плотными рядами от памятника Пушкину до кинотеатра «Россия» и после того, как поняли, что настоящего концерта не будет, тому лучшее доказательство.

Но сами организаторы, пожалуй, кое в чем заблуждаются: они думают, что не занимаются политикой. «Они нам пытаются навязать политику. Нет. Не получится», – заявляла главная защитница Химкинского леса Евгения Чирикова. «Власти сделали все, чтобы экологическую акцию перевести в политическую демонстрацию», – повторял не раз Артемий Троицкий. «Я не политик», – говорил Юрий Шевчук.

Возможно, дело в самом слове. Подобно тому, как термин «демократия» превратился у нас в стране чуть ли не в ругательство, политику принято считать чем-то скучным и грязным, от чего страшно устал жаждущий стабильности народ. На самом деле борьба за достойную среду обитания, за права людей дышать свежим воздухом, за человеческое достоинство граждан – это и есть настоящая, реальная политика. Та самая, про которую говорят: если ты не занимаешься ею, она займется тобой. Похоже, все больше людей в России начинают это понимать.