Школа не знает, кого готовить

Через четыре дня мои дети снова пойдут в школу. Никакой радости – только тревога. В прежней школе сына обижали – издевались двое-трое мальчишек, не смертельно, но регулярно. И не было средств это прекратить. Разговоров учительницы, моих грозных бесед с забияками хватало на месяц-два. И это понятно: ценности «не обижать слабого» в нашем обществе нет, в нем по-прежнему действует право сильного. Мальчики невольно копировали происходящее за школьным окном.

В сентябре сын пойдет в другую школу – что называется, хорошую. В ней дети наверняка будут повежливей – их тщательно, в три этапа, отбирали. Но теперь непонятно другое – насколько их готовы учить. Одного знакомого мальчика из подобной же, весьма знаменитой, школы попросили: он не был ни лентяем, ни тупицей – просто до высокого уровня избранных класса с третьего дотягивать перестал. А заниматься с ним после уроков, т. е. собственно учить, никто не хотел.

И в последние годы это впечатление все устойчивей: детей, особенно в «хороших» школах, может, и не обижают, но и учить не готовы. Поиграть с учениками в бисер – пожалуйста, но вот учить основам основ – помилуйте. Иначе почему, поступая в первый класс, ребенок обязательно должен уметь читать, писать, решать задачки? Почему домашние задания в школах дают такие, что справиться с ними без родителей ученики не в состоянии?

«Вычитать и умножать, малышей не обижать» – насмешили, в школе этому давно не учат! А чему же учат и для чего? Только один пример: полжизни ученика уходит на зубрежку правил правописания, но зачем они, спрашивают меня мои же дети, если от руки мы пишем все меньше, а в компьютерах стоят спелчекеры? Катастрофически устарели и учебники, по тому же русскому языку (называю лишь область, за которую ручаюсь), между ними и современным состоянием науки – бездна.

Наконец, совершенно размыта и мотивация. Прежде все было ясно: будешь хорошо учиться – поступишь в институт, станешь человеком. Нет – загремишь в ПТУ. Худо ли, бедно, но эта схема работала – советская школа исполняла свое прямое назначение, т. е. готовила детей к жизни в советском обществе, объясняла правила его игры. Эти правила могли быть сколь угодно отвратительны, однако ты знал их назубок.

Но чтобы стать богатым, успешным в сегодняшней России – учиться хорошо совсем не обязательно. Любимая поговорка нашего времени: если ты такой умный, почему ты такой бедный? Решать дифференциальные уравнения, изучать квантовые системы – зачем? Чтобы служить менеджером в рекламной компании? Или писать о подводных камнях сексуальных отношений в глянцевом журнале? Школа давно перестала готовить своих учеников к жизни в обществе, она и не хочет знать, что это за жизнь. У школьного образования нет ясной цели, потому что этой цели нет и у общества, и у государства. Но пока государство не поймет, какие граждане, с каким запасом знаний и ценностной шкалой ему нужны, – и школы будут пребывать в растерянности.