Разные карманы

Украинцы рассказывают, что Владимир Путин уже стал частью их национального фольклора. Его образ украшает самые популярные юмористические программы и самые смешные анекдоты. О нем шутят едва ли не чаще, чем о своих родных украинских политиках.

Сюжетов обычно всего два: Путин или включает газ, или выключает его. Нынешним летом украинские юмористические шоу обогатил новый сюжет: план объединения «Газпрома» с «Нафтогазом Украины».

Сделка века начала было сдуваться – вместо грандиозного слияния партнеры стали обсуждать создание всего лишь совместного предприятия. К тому же на пути сделки возникло препятствие в виде экспроприированных у «дочки» «Газпрома» 11 млрд куб. м газа, которые надо было найти и поделить, прежде чем двигаться дальше.

Но тут председатель правления «Газпрома» Алексей Миллер подкинул телезрителям сенсацию: если объединение «Газпрома» и «Нафтогаза» состоится, у населения Украины будет возможность покупать газ по внутрироссийским ценам, т. е. на 40% дешевле, чем сейчас, или примерно по $60 за 1000 куб. м.

Заявление Миллера поставило украинского президента Виктора Януковича перед очень сложным выбором. Украинское население до недавнего времени покупало газ по сильно заниженной цене – примерно по $70 за 1000 куб. м. Промышленным потребителям газ достается по реальной стоимости – около $300 за 1000 куб. м. Международный валютный фонд, который обещает Украине кредит в $15 млрд, в обмен требует уравнивания внутренних газовых цен с мировыми и либерализации газового рынка Украины.

Чтобы получить необходимую финансовую поддержку, украинские власти были вынуждены пойти на очень болезненную меру – с 1 августа повысить стоимость газа для населения и теплоэнергетики (т. е. для ЖКХ) почти на 50% – до $100 за 1000 куб. м. Еще на 50% цена вырастет в апреле будущего года.

Так что момент для своего щедрого предложения Миллер выбрал чрезвычайно удачный. Украинским властям предлагается и с МВФ не рассориться, и сохранить социальное государство – вместо того чтобы резко повышать цены на газ, а вслед за ними и на все остальные товары в стране.

От такого искушения крайне трудно отказаться политику любой страны. И даже это не единственная наживка. Миллер обещает еще и заполнение украинской трубы, а это означает гарантированный транзитный доход для Украины – $3–4 млрд в год.

А если не договориться с Миллером, то «Газпром» воплотит в жизнь свои планы и построит обходные газопроводы в Европу. Украинцам есть о чем задуматься.

Цена вопроса до сих пор казалась им слишком высокой – в обмен «Газпром» хочет получить контроль над газотранспортной системой Украины. Многие украинцы приравнивают передачу контроля над газовой трубой чуть ли не к утрате политического суверенитета. Но ведь и пряник до сих пор был не так сладок.

Предположим, Украина решится на сделку. И кто в этом случае будет оплачивать уравнивание украинцев с россиянами в газовых правах?

Предыдущий широкий жест «Газпрома», адресованный украинцам, оплатили российские налогоплательщики – мы с вами. После новогодней газовой войны в начале 2010 г. Россия отказалась от экспортной пошлины при поставках газа на Украину. Киеву это сэкономило около $10 млрд только в 2010 г., а за 10 лет экономия достигнет $40 млрд. Эти деньги не поступят в бюджет Российской Федерации.

Зато бюджет «Газпрома» никак не пострадал.

Социальная защита населения Украины тоже будет за наш счет. Поскольку единственный способ, которым «Газпром» может компенсировать неполученные доходы, – это повышение цены на газ для нас, налогоплательщиков. Российское правительство отложило план повышения внутренних цен на газ до уровня европейских, но отнюдь не отказалось от него. Получается, что выигрыш все время достается «Газпрому», а оплата счетов – гражданам Российской Федерации.

Нам полезно почаще вспоминать, что «Газпром» и Россия – это не одно и то же. И интересы, и карманы у нас разные.