Захиревшие лирики

В последнее время судьба российской науки обсуждается бурно, но речь в основном о естественниках. А что с гуманитариями? С гуманитариями тоже все непросто, во всяком случае события, происходящие на ключевых гуманитарных факультетах МГУ, редко радуют.

На филфаке декан считает соответствующим нормам университетской жизни «консолидированное мнение руководства и профессуры филологического факультета МГУ», состоящее в том, что нужно изъять из продажи книгу «Энциклопедия русской души» Виктора Ерофеева, а самого писателя отдать под суд. «Консолидированное мнение» в виде письма отправлено осенью прошлого года председателю комитета Мосгордумы по культуре Николаю Губенко и до сих пор широко обсуждается.

На социологическом факультете – студенческие волнения, спровоцированные кадровой и научной политикой декана. Репутация факультета уничтожается, а президент Международной социологической ассоциации дезавуирует свою подпись под приветствием к 20-летию факультета.

На факультете госуправления разворачивается серьезнейший коррупционный скандал, в центре которого декан факультета и его дочь.

На факультете иностранных языков и регионоведения «Русский клуб» в 2009 г. открывается лекцией известного антисемита, националиста и отрицателя холокоста Олега Платонова. Того самого Платонова, под влиянием книг которого, как утверждает следствие, Александр Копцев набросился с ножом на прихожан московской синагоги.

Один из основных видов продукции университетской профессуры – учебные курсы, которые оформляются в виде учебных пособий. Знак качества для подобных текстов – гриф «рекомендовано», который присуждается решением учебно-методического совета (УМС) по той или иной специальности. 23 таких УМС входят в учебно-методическое объединение по классическому университетскому образованию, председатель совета которого – ректор МГУ, академик Виктор Садовничий. Учебные пособия с грифом УМС используются в учебном процессе по всей стране. Они вызывают доверие – ведь профильные УМС возглавляют деканы соответствующих факультетов МГУ, а в состав советов входят деканы – представители 80 крупнейших российских государственных университетов.

Но авторитетные рекомендации подчас выдаются довольно сомнительным учебным пособиям. К примеру, совсем недавно УМС по истории и искусствоведению поставил гриф «рекомендовано <...> в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «история» на учебное пособие «История России. 1917–2009» (2010 г., изд. 3-е, расширенное и переработанное, авторы – профессора исторического факультета МГУ доктора исторических наук Александр Барсенков и Александр Вдовин).

Пособие это, как указано в аннотации, – «самое полное на сегодняшний день изложение университетского учебного курса отечественной истории с 1917 г. до наших дней». Поскольку грифы и методические гарантии выглядят чрезвычайно солидно, остается предполагать, что, по мнению уважаемых членов УМС, нормам «классического университетского образования» соответствует, например, такой ошарашивающий неискушенного читателя тезис: «В Советском Союзе из 70 лет его истории значительная часть приходится на годы правления, когда лидерами страны были лица нерусской национальности. История национальной политики большевиков с первых лет советской власти была историей постоянного преодоления возникающих в многонациональном государстве трудностей усилиями прежде всего русского народа» (с. 12). Что это за «нерусская национальность» такая? Что это все значит?

Еще страшнее становится, когда читаешь изложенную Барсенковым и Вдовиным историю депортации крымских татар. «Образование еврейской республики в Крыму, куда могли бы приехать евреи со всего мира, обещало приток в СССР больших капиталов. Сталину говорили о возможности получить таким путем от Запада $10 млрд. Предложение было заманчивым, но требовало переселения значительной части жителей Крыма. В 1944 г. ГКО принял постановление о выселении крымских татар, составлявших, по переписи 1939 г., 19,4% населения Крыма. Депортация открывала возможность для перехода к практической реализации плана Еврейского антифашистского комитета» (с. 349).

Авторы прямо утверждают, что депортация крымских татар была связана с необходимостью очистить территорию для евреев. А обоснование «мероприятия», придуманного Берией, – «предательские действия крымских татар» – было только ширмой для интриги с еврейским Крымом. Неужели и это «соответствует нормам»?

Какие бездны могут открыться при внимательном чтении «учебных пособий» – просто дух захватывает. Но если не читать и не обсуждать, может оказаться, что «грифы» выклюют инновационные и модернизационные мозги. Ведь именно гуманитарное образование способно и даже обязано разворачивать общественное сознание в направлении системной модернизации.