Закон «О полиции» противоречит инициативам президента

Extra Jus (за пределами права) – цикл статей о праве и правоприменении в России, совместный проект Европейского университета в Санкт-Петербурге и газеты «Ведомости»

Предложенный проект закона «О полиции» содержит много странных пунктов, но один из них удивителен тем, что прямо противоречит инициативам президента, направленным на защиту прав предпринимателей. Закон сохраняет за органами полиции право и обязанность выявлять преступления в сфере экономической деятельности, включая налоговые. В прямых списках обязанностей полиции этих функций нет, но в пункте 1.4 статьи 13 упоминаются «функции по выявлению налоговых преступлений». Сотрудникам полиции предоставляются права всеми возможными способами вмешиваться в деятельность хозяйственной организации (например, проверять все и вся, в том числе «иные (читай: любые) документы» у организаций (ст. 13 п. 1.2), получать финансовую информацию о деятельности организаций в кредитных учреждениях (ст. 13, п. 1.4) и т. д. Это значит, что за полицией неявным образом сохраняется функция выявления преступлений в сфере экономической деятельности.

С точки зрения повседневной практики правоохранителей преступления делятся на два типа. Первый: преступление может быть обнаружено (факт преступления установлен) по инициативе третьих лиц или потерпевшего – будет ли это найденный труп или заявление потерпевшего, не суть важно. После этого сотрудники начинают выяснять, было ли преступление и если было, то кто его совершил. Второй тип преступлений: преступления против общества в целом. В таких преступлениях нет индивидуального пострадавшего, т. е. никто не сообщает в милицию о некотором событии. Классический пример такого преступления – наркоторговля. Все участники довольны, но преступление имело место. Такие преступления должны сотрудниками правоохранительных органов выявляться – т. е. факт преступления и доказательства его совершения должны обнаруживаться без конкретных заявлений со стороны граждан. В силу исторических причин (наследие советской правоохранительной системы) к этой же категории относятся в России и преступления в сфере экономической деятельности.

Но в этой сфере общественный интерес защищают специальные органы (налоговая инспекция, трудовая инспекция, служба по финансовым рынкам и т. д.). Все они уполномочены обращаться с заявлениями в правоохранительные структуры, когда подозревают, что совершено уголовное преступление. Таким образом, эти преступления не похожи на наркоторговлю – в них есть пострадавший, и этот пострадавший может отстаивать свои интересы посредством обращения в суд. Милиция, которая выявляет эти преступления, делает лишнюю, дублирующую работу.

В результате возникает абсолютная бесконтрольность – нет органа за пределами МВД, который призван контролировать работу по предварительному выявлению преступлений. Кроме того, распыляются силы правоохранительных органов. Разумной и необходимой частью реформы МВД должен стать законодательный запрет (например, в обсуждаемом законопроекте) на выявление преступлений в сфере хозяйственной деятельности и радикальное сокращение или упразднение подразделений, которые отвечают за эту работу: отделы по борьбе с экономическими преступлениями, управления по налоговым преступлениям, отделы по борьбе с преступлениями в сфере потребительского рынка. После сокращения за сотрудниками, которые специализировались на экономических преступлениях, следовало бы оставить обязанности по оперативному сопровождению следствия. Такие меры уменьшат поток сомнительных дел против предпринимателей и позволят правоохранительным органам сосредоточиться на действительно серьезных преступлениях.

Никакого взрыва преступности это не вызовет просто потому, что в любом экономическом преступлении есть пострадавший (человек, организация или государство в лице контролирующего органа) и, соответственно, он будет обращаться за поддержкой в правоохранительные органы. Соответственно, по этим преступлениям будет проводиться следствие (или дознание) и виновные будут нести ответственность. А остальные участники экономической деятельности продолжат спокойно работать, не боясь неожиданных уголовных дел или полицейских рейдов для изъятия документов.

Десять лет назад были расформированы РУБОПы – и никакого роста организованной преступности не последовало. Скорее наоборот. Теперь пора то же самое сделать с ОБЭПами.