Путин и Медведев пока решения не приняли

Про то, что президентские выборы уже начались или вот-вот все соответствующие решения будут приняты, в России традиционно начинают говорить года за полтора до дня голосования. Сейчас как раз такое время. И поговорить действительно есть о чем: привкус старта гонки чувствуется во все большем количестве событий, жестов и сигналов.

Но окончательные решения, как кажется, все-таки еще не приняты. На этот счет в российской политике есть один очень важный и верный индикатор: реальным признаком сущностных политических поворотов чаще всего являются реформы и перестановки в федеральном правительстве.

Традицию заложил еще Борис Ельцин – и самой конституционной схемой разделения президентской и исполнительной власти, и собственным политическим стилем стремительных кадровых перестановок и неожиданных загогулин. Основной пружиной периодических перекроек баланса сил в элите всегда в первую очередь как раз и были интриги вокруг поста премьер-министра и пула вице-премьеров. В конечном счете и интрига с преемником Ельцина принципиально решалась именно на этой политической площадке.

При президентстве Владимира Путина кадровая политика стала иной и внешне вошла в более спокойное русло. Изменились и сами механизмы власти. Роль правительства хотя и не сразу, но стала более технической. Тем не менее и в годы путинского правления серьезные политические повороты практически всегда были маркированы более или менее масштабными реформами кабинета министров и сменами главы правительства.

Отставка кабинета Михаила Касьянова накануне президентских выборов 2004 г. окончательно оформила содержательный водораздел между первым и вторым президентскими сроками Путина. В ноябре 2005-го назначение Дмитрия Медведева первым вице-премьером по нацпроектам в кабинете Михаила Фрадкова было самым предварительным стартом извилистой дистанции к выборам-2008. В начале 2007 г. интрига с уходом Сергея Иванова с поста министра обороны и его формальным повышением до первого вице-премьера дала открытый старт финишному участку гонки преемников. В сентябре того же 2007-го замена Фрадкова Виктором Зубковым на посту главы правительства означала проведение последней операции прикрытия в гонке преемников и начало подготовки Владимиром Путиным своего перехода в кресло премьер-министра после избрания главой государства Дмитрия Медведева.

При тандемократии политические механизмы, естественно, изменились. Смена или перетряска правительства, являвшаяся до того наиболее эффективной технологией политической перезагрузки власти в меняющихся условиях, стала практически неприменимой (за исключением точечных и все равно довольно важных решений типа прецедента Хлопонина). Тем не менее есть немало оснований предполагать, что в предвыборной кампании 2012 г. возвращение к этой теме произойдет. И реорганизация кабинета министров еще сыграет в сценарии выборов свою важную роль.

На это уже практически открыто указал премьер-министр Путин в одном из своих интервью в ходе автопробега по Дальнему Востоку. Он признал, что они с президентом Медведевым думают о возможных изменениях в кабинете, а также согласился с мыслью о том, что опыт предвыборных правительственных перестановок ранее себя оправдывал.

Если вдруг не случится непланового и слишком раннего старта выборов еще до конца нынешнего года (или же каких-то шагов не потребует экономическая ситуация), то для предвыборной реформы правительства в 2011 г. есть два временных окна: весна и конец лета – начало осени. Политические сезоны в российской политике устроены так, что если что важное и происходит, то именно в это время.

Весенние перемены в составе правительства в таком случае будут, скорее всего, как-то привязаны к ежегодному отчету правительства перед Госдумой и, возможно, будут сопровождаться политическим голосованием партийных фракций о вотуме доверия кабинету. В Белом доме может появиться больше политических министров, а не только чиновников и финансистов. Сама реформа правительства в таком случае будет встроена в сценарий не только президентских, но и парламентских выборов, естественно с прицелом на победу «Единой России». Окончательного и предельно ясного публичного ответа на вопрос о кандидате в президенты такая реформа, однако, все же может и не дать.

Если же реформа будет осенней, она будет более жестко заточена уже непосредственно под президентские выборы 2012 г., перегруппировку политических сил и элит именно под решение вопроса о власти в Кремле. Соответственно, о принятых решениях по этому поводу будут свидетельствовать характер кадровых перестановок, перемещение высокопоставленных чиновников между кабинетами Кремля и Краснопресненской набережной или же приход в правительство новых людей.

Возможно, сами перестановки в правительстве окажутся совмещенными в политическом времени с последним в рамках нынешнего срока полномочий ежегодным посланием президента Медведева Федеральному собранию. В этом случае перед нами будет явный старт именно его переизбрания на второй срок.

Что касается самих кадровых изменений в правительстве в 2011 г., то и в весеннем, и в осеннем варианте главное значение будет иметь вопрос о перестановках в вице-премьерском блоке в целом и среди первых вице-премьеров в частности с учетом возможного расширения круга первых заместителей премьера. Очень может быть, что в следующем году именно в ряду главных замов премьера мы увидим человека, который после президентских выборов возглавит российское правительство. Такое возможно как при переизбрании Дмитрия Медведева на второй срок, так и при возвращении в Кремль Владимира Путина.