Мнения
Бесплатный
Статья опубликована в № 2691 от 15.09.2010 под заголовком: От редакции: Издержки демократии

Авария на Ленинском может стать вторым Химкинским лесом

ГУВД Москвы

Постепенное развитие демократии и разрешение политических свобод «по кусочкам» влечет за собой для власти серьезные издержки.

Федерация автовладельцев России (ФАР) опубликовала на своем сайте выводы трех независимых экспертов, оценивших известные факты и официальные выводы следствия по резонансной аварии на Ленинском проспекте в Москве. 25 февраля 2010 г. столкнулись служебный Mercedes S500 вице-президента «Лукойла» Анатолия Баркова и Citroen C3 под управлением врача-акушера Ольги Александриной; Александрина погибла, ее свекровь, заслуженный врач России Вера Сидельникова, в тот же день умерла в больнице. Неделю назад начальник ГУВД Москвы Владимир Колокольцев сообщил, что дело закрыто, виновником аварии признана погибшая Ольга Александрина – по мнению следствия, Citroen выехал на полосу движения Mercedes, а не наоборот, как заявляли некоторые свидетели и как считала широкая общественность. По личному распоряжению Колокольцева материалы следствия были опубликованы в интернете.

Привлеченные ФАР эксперты – адвокат, бывший следователь транспортной прокуратуры; анонимный сотрудник департамента безопасности дорожного движения и автотехнический эксперт – независимо друг от друга заявили, что результаты официального расследования не доказывают вины водителя Citroen. Двое признали виновником аварии Mercedes, один воздержался от заключения из-за недостатка информации. ФАР назвала результаты следствия предсказуемыми и шокирующими одновременно и призвала желающих подписать обращения к президенту «Лукойла» и к президенту России, выйти 18 сентября на акцию протеста (заявка на проведение которой официально подана).

Поскольку авария с самого начала получила широкий общественный резонанс, можно ожидать живой реакции на предложения ФАР – по крайней мере в Москве. Власть получает новую протестную тему, на которую надо как-то реагировать. В этом смысле авария на Ленинском может стать вторым Химкинским лесом.

Протесты против прокладки через лес новой автомагистрали в конце концов привели к приостановке работ и назначению дополнительных экспертиз – власть решила действовать демократически. Издержки сразу выросли: теряется время, отвлекаются люди, тратятся средства на экспертизы. То же самое будет и с аварией – если власть опять услышит мнение общества.

Дело придется вернуть на доследование, оплатить новые независимые экспертизы, следователи будут заняты аварией, а не другими делами. Надо что-то отвечать на обращения граждан и вопросы журналистов, обеспечивать порядок на митингах.

Как снизить издержки? Простой вариант заключается в том, чтобы не обращать внимания на мнение общества, ужесточить контроль и перестать вспоминать о политических свободах.

Сложный вариант заключается в том, чтобы признать, что вышеописанное – только малая часть издержек, которые несет государство и общество из-за отсутствия нормально работающих демократических институтов. И начать строить эти институты, не оправдываясь трудностями бесконечного переходного периода.

Митинги протеста при работающих демократических институтах никуда не денутся (они сами – институт), и расходы на обеспечение порядка, пересмотр непопулярных решений все равно придется нести. Зато тщательное соблюдение процедуры принятия инвестиционных решений снимет значительную часть вопросов о правомочности того или иного строительства. Институт равенства граждан перед законом постепенно изживет практику езды с мигалками по встречной полосе и априорного преимущества чиновников и других важных лиц при следствии или в суде. Институт выборов перенесет значительную часть репутационных издержек с центральной власти на региональную, а федеративный институт – и значительную часть финансовых издержек. И так далее.

Идеология «постепенного» развития демократии сводится в общем к тому, что демократия наступит сама, по мере того как «ранние победители», получающие административную ренту из самой ситуации переходного периода, будут по кусочку уступать нам, хорошим ребятам, свою территорию. Это наивно.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать