Статья опубликована в № 2694 от 20.09.2010 под заголовком: От редакции: Богатство на бумаге

Бюджетное благополучие – видимость

Подоходный налог вновь стал орудием предвыборной борьбы. На первый взгляд – ничего выдающегося: брать с богатых больше налогов – лозунг, которому минимум 100 лет.

Партия «Справедливая Россия», которая и предлагает сделать ставку подоходного налога прогрессивной, уже вносила похожий законопроект. Аналогичное предложение выдвигали когда-то коммунисты. Но каждый раз натыкались на несгибаемую позицию президента и правительства: подоходный налог останется неизменным, 13%-ным для всех.

Шансов на то, что «Справедливая Россия» переубедит правительство, и сейчас немного. Ясно, что богачи, с которых предлагается брать больше, прекрасно умеют уводить свои доходы. А понизить налог для многочисленных российских бедных – значит лишить бюджет части гарантированных доходов: середняки-то, по большому счету, будут платить столько же. «Справедливая Россия» просто пытается привлечь к себе внимание старинным способом.

Почему же на этот раз ее демарш кажется нам заслуживающим внимания?

Во-первых, партия уже известна своими странными предложениями. Не исключено, что ее опять используют для того, чтобы прощупать реакцию общества на идею, которая кажется пока чересчур радикальной. Во-вторых, одновременно изменился и тон проправительственных экспертов, которые много лет доказывали нам, что введение плоской шкалы подоходного налога в 2001 г. привело к росту бюджетных доходов. Очевидно, на основе их расчетов Владимир Путин заявлял, что плоская шкала налогообложения привела к росту бюджетных поступлений в 12 раз.

Теперь выясняется, что роста собранных налогов не было. Правда, никто толком не знает, как обстоит дело в реальности, поскольку Росстат как раз в разгар реформы перешел на другую методику расчета, и шанс оценить влияние реформаторских усилий был упущен. Руководитель Экономической экспертной группы Евсей Гурвич, много лет консультирующий Минфин, полагает, что прямой эффект этой реформы был примерно 0,1% ВВП. «Элементов пиара в этой акции было больше, чем экономического смысла», – цитирует Гурвича портал opec.ru. Хотя реформа была полезной с точки зрения упрощения администрирования.

Возможно, правительство просто готовит почву для повышения подоходного налога без введения прогрессивной шкалы. А возможно, попытки собрать по сусекам из всех возможных источников говорят о том, что бюджетная дыра все больше пугает власти.

Новости только минувшей пятницы: правительство сократит дотации регионам на 250 млрд руб., увеличит максимальный размер годовых зарплат, с которых работодатели будут платить и без того повышенные страховые взносы (плюс 400 млрд руб.), введет экспортные пошлины на медь и никель (плюс 15,4 млрд руб.). И это не считая уже утвержденных налоговых повышений.

Причина тревоги в том, что наше бюджетное благополучие – видимость. Доходы бюджета хотя и выросли на 29,6%, но 19,2% этого прироста – конъюнктурные нефтегазовые доходы. Кроме того, сильно увеличились доходы от импорта (НДС и пошлины), поскольку он растет угрожающе быстрыми темпами. Сравнительно небольшой дефицит объясняется лишь тем, что бюджетные учреждения не успевают вовремя тратить деньги, а также солидными доходами от управления резервными фондами и прибылью Банка России, отмечает Центр развития. Все эти «надежные» источники создают иллюзию, которая к концу года рассеется.

В следующем году все будет еще хуже: чтобы найти недостающие ресурсы, правительство прибегло к арифметической операции – просто изменило макроэкономический прогноз. Увеличены темпы роста экономики, что автоматически делает больше налоговые поступления, ослаблен курс рубля, благодаря чему на бумаге получается больше экспортных доходов. Но проблема-то останется. И может оказаться, что легче повысить подоходный налог, вызвав недовольство части населения (и, кстати, радость другой части), чем пересматривать экономическую политику, которая создала эту проблему.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать