Бюджетное благополучие – видимость

Подоходный налог вновь стал орудием предвыборной борьбы. На первый взгляд – ничего выдающегося: брать с богатых больше налогов – лозунг, которому минимум 100 лет.

Партия «Справедливая Россия», которая и предлагает сделать ставку подоходного налога прогрессивной, уже вносила похожий законопроект. Аналогичное предложение выдвигали когда-то коммунисты. Но каждый раз натыкались на несгибаемую позицию президента и правительства: подоходный налог останется неизменным, 13%-ным для всех.

Шансов на то, что «Справедливая Россия» переубедит правительство, и сейчас немного. Ясно, что богачи, с которых предлагается брать больше, прекрасно умеют уводить свои доходы. А понизить налог для многочисленных российских бедных – значит лишить бюджет части гарантированных доходов: середняки-то, по большому счету, будут платить столько же. «Справедливая Россия» просто пытается привлечь к себе внимание старинным способом.

Почему же на этот раз ее демарш кажется нам заслуживающим внимания?

Во-первых, партия уже известна своими странными предложениями. Не исключено, что ее опять используют для того, чтобы прощупать реакцию общества на идею, которая кажется пока чересчур радикальной. Во-вторых, одновременно изменился и тон проправительственных экспертов, которые много лет доказывали нам, что введение плоской шкалы подоходного налога в 2001 г. привело к росту бюджетных доходов. Очевидно, на основе их расчетов Владимир Путин заявлял, что плоская шкала налогообложения привела к росту бюджетных поступлений в 12 раз.

Теперь выясняется, что роста собранных налогов не было. Правда, никто толком не знает, как обстоит дело в реальности, поскольку Росстат как раз в разгар реформы перешел на другую методику расчета, и шанс оценить влияние реформаторских усилий был упущен. Руководитель Экономической экспертной группы Евсей Гурвич, много лет консультирующий Минфин, полагает, что прямой эффект этой реформы был примерно 0,1% ВВП. «Элементов пиара в этой акции было больше, чем экономического смысла», – цитирует Гурвича портал opec.ru. Хотя реформа была полезной с точки зрения упрощения администрирования.

Возможно, правительство просто готовит почву для повышения подоходного налога без введения прогрессивной шкалы. А возможно, попытки собрать по сусекам из всех возможных источников говорят о том, что бюджетная дыра все больше пугает власти.

Новости только минувшей пятницы: правительство сократит дотации регионам на 250 млрд руб., увеличит максимальный размер годовых зарплат, с которых работодатели будут платить и без того повышенные страховые взносы (плюс 400 млрд руб.), введет экспортные пошлины на медь и никель (плюс 15,4 млрд руб.). И это не считая уже утвержденных налоговых повышений.

Причина тревоги в том, что наше бюджетное благополучие – видимость. Доходы бюджета хотя и выросли на 29,6%, но 19,2% этого прироста – конъюнктурные нефтегазовые доходы. Кроме того, сильно увеличились доходы от импорта (НДС и пошлины), поскольку он растет угрожающе быстрыми темпами. Сравнительно небольшой дефицит объясняется лишь тем, что бюджетные учреждения не успевают вовремя тратить деньги, а также солидными доходами от управления резервными фондами и прибылью Банка России, отмечает Центр развития. Все эти «надежные» источники создают иллюзию, которая к концу года рассеется.

В следующем году все будет еще хуже: чтобы найти недостающие ресурсы, правительство прибегло к арифметической операции – просто изменило макроэкономический прогноз. Увеличены темпы роста экономики, что автоматически делает больше налоговые поступления, ослаблен курс рубля, благодаря чему на бумаге получается больше экспортных доходов. Но проблема-то останется. И может оказаться, что легче повысить подоходный налог, вызвав недовольство части населения (и, кстати, радость другой части), чем пересматривать экономическую политику, которая создала эту проблему.