«Проплата» чиновников отражается на стоимости продукции

Об основных проблемах в отношениях бизнеса и государства рассказывает гендиректор «Софэкса» Алексей Процкий.

На форуме в Сочи министр экономического развития Эльвира Набиуллина признала, что, защитив от проверок милиции малый бизнес, государство переключило внимание МВД на средние компании. Это произошло благодаря вступившим в силу в 2010 г. поправкам в закон о милиции, которые ввели согласование проверок с Генпрокуратурой. В результате малый бизнес перестал быть интересен для правоохранителей, под ударом оказался средний.

Об основных проблемах в отношениях бизнеса, милиции и государства рассказывает генеральный директор химической компании «Софэкс» Алексей Процкий*:

Еще три года назад обстановка у нас была примерно такая, что весь бизнес, что называется, должен был ходить «под прикрытием», под чьим-то патронажем. Проверка была и остается способом прижать бизнес и получить с него мзду. Благодаря вмешательству государства за последние два года наметился положительный тренд. Ситуация с малым и средним бизнесом улучшилась, но еще не является нормальной.

Самый значительный урон любому бизнесу наносят не милицейские проверки, а отношения с чиновниками. Это проявляется везде, где существуют «разрешительные документы», в схеме технического регулирования. К примеру, Роспотребнадзор организовал процесс так, что фактически он контролирует не качество продуктов, а выдачу неких «индульгенций» — всевозможных сертификатов. Но надо понимать, что все те затраты, которые идут на «проплату» чиновников, ложатся потом в стоимость продуктов. В результате падает конкурентоспособность российской продукции. Себестоимость производства не выглядит такой интересной, как пять лет назад, если учитывать рост цен и эту составляющую, которая может доходить и до 10%, и до 15%, и до 20%.

Я считаю, что в такой ситуации контрольные функции по техническим вопросам нужно выводить в саморегулируемые профессиональные организации, которые должны формировать сами бизнес-сообщества (сейчас это пытаются сделать в строительстве). Во-первых, потому что чиновник не может быть компетентен во всех областях. Во-вторых, потому что содержание чиновника обходится государству слишком дорого.

В этой системе, как мне кажется, существует еще один парадокс. У меня создается впечатление, что по многим статьям администрирование налога превышает сами налоговые сборы. Соответственно, бизнесу приходится держать много бухгалтеров, чтобы все это обслуживать. Вот и выходит парадокс. С одной стороны, государство вынуждено мириться с избыточным содержанием налоговых инспекций, с другой – бизнес сталкивается с необходимостью дополнительно содержать персонал.

*Алексей Процкий и Яна Яковлева были арестованы в июле 2006 г. в связи с так называемым делом химиков и провели семь месяцев в заключении. Руководителей компании «Софэкс» обвинили в нарушении ст. 234 УК РФ, а именно в хранении и сбыте этилового эфира, который может использоваться для изготовления наркотиков. Уголовное преследование Процкого и Яковлевой прекращено за отсутствием состава преступления.