Главный - бухгалтер

Сочинский форум совпал по времени с событием, которое отразило глубокий кризис региональной политики нашего государства. Министерство финансов объявило, что в следующем году оно перестает финансировать федеральную программу помощи моногородам, потому что ассигнованные на текущий год средства были освоены этими городами лишь в очень малой степени. По-видимому, федеральная программа, которой еще недавно придавалось такое большое политическое значение, почила в бозе.

Во время форума директор Института реформирования общественных финансов Владимир Климанов подметил интересную особенность этой ситуации. Речь здесь идет о финансах нешуточных: из федерального бюджета в региональные (а через них и в местные) ежегодно перекачивается около 1 трлн руб. Эти потоки, по идее, должны быть одним из главных орудий той региональной политики центра, разработка которой поручена Министерству регионального развития. Однако этой политики до сих пор не создано, если иметь в виду достаточно солидный документ, принятый правительством и прошедший горнило Государственной думы. В результате межбюджетные отношения сами стали региональной политикой, которая тем самым фактически перешла из рук Минрегиона в руки Минфина.

Одна из причин подобного положения в том, что Министерство финансов далеко опережает почти все остальные федеральные ведомства по качеству своего кадрового состава. Благодаря этому оно опережает их и по активности, и по качеству своих документов, и по эффективности принимаемых решений. Эта ситуация особенно отчетливо видна в области бюджетных отношений между федерацией и ее субъектами. Межбюджетные отношения превратились в отлично отлаженный механизм, который действует уже немало лет в жестком соответствии с директивными документами, написанными Минфином. Эти документы прописывают правила межбюджетных отношений настолько детально, что уделом остальных ведомств остается только исполнение, а собственная инициатива грозит вылиться в нарушения бюджетной дисциплины.

Если Минрегиону удастся создать проект региональной политики, придется приспосабливать этот проект к уже сложившимся межбюджетным отношениям, потому что правила этих отношений надежно защищены от изменений такими важными законодательными актами, как Бюджетный и Налоговый кодексы.

Нелепость этой ситуации особенно наглядно подтвердила история с программой помощи моногородам. Осуществление программы было поручено Минрегиону, однако в том, что не удалось использовать отпущенные Минфином средства, нельзя винить это ведомство. Ведь спасение моногородов – задача долговременная, и ждать полного развертывания ее решения за один год не приходилось. К тому же значительная часть отпущенных средств должна была пойти на инфраструктурные проекты, в которых львиную долю участия предстояло принять другим федеральным ведомствам, а не частному бизнесу, от которого Минфин так и не дождался нужного объема финансовых требований.

Получается, что Минфин по чисто фискальным соображениям зарубил программу, которая играла немалую роль в социально-политической стратегии правительства. Если позволить себе метафорически уподобить правительство частной компании, то получится, что стратегические решения в компании принимает не президент или совет директоров, а главбух.