Вертикаль Януковича

Украина больше не парламентско-президентская республика, а президентская. Виктор Янукович за несколько месяцев добился того, чего не сумел его предшественник Виктор Ющенко за пять лет: отменить политическую реформу 2004 г. За ее незаконность проголосовали 17 судей конституционного суда Украины из 18 (подробности см. в статье на стр. 02), теперь в стране действует конституция 1996 г. Отныне не Рада предлагает кандидатуру премьера президенту, а наоборот. Для утверждения премьера достаточно простого парламентского большинства. Президент назначает всех министров и может уволить каждого из них, а также весь кабинет без согласия Рады, которое требовалась раньше.

Еще одно преимущество, полученное Януковичем из рук судей: он может единолично, не советуясь с депутатами, назначать начальника службы безопасности (аналог ФСБ), генпрокурора, а также руководителей антимонопольной службы и комитета по телерадиовещанию. Президент может отменить любое решение правительства. Наконец, он может назначать руководителей областных администраций без консультаций с премьером. Рада потеряла возможность увольнять министров по отдельности, правда, депутаты сохранили право отправить правительство в отставку.

Отказ Украины от реформы оживил разговоры о непригодности западных моделей управления на постсоветском пространстве. Представительная парламентская демократия на Украине серьезно дискредитирована нынешними руководителями оппозиции во время их пребывания у власти. Они слишком часто подменяли политику междуусобной грызней, дележом портфелей, конвертацией (иногда в буквальном смысле слова) голосов избирателей в партийную кассу. Процесс увлек их настолько, что они нередко забывали о необходимости решать важнейшие проблемы страны. В результате активность оранжевой революции сменилась равнодушием и апатией. Теперь власть перекупила многих, кто стремился в Раду ради лоббистских возможностей: в сентябре из фракции Блока Юлии Тимошенко вышли 32 депутата из 126, входивших в нее к началу сентября.

Но означает ли это, что Янукович сможет построить украинский вариант «суверенной демократии» по путинским лекалам?

С одной стороны, стремление украинского президента укрепить личное влияние и построить аналог российской вертикали власти облегчается стопроцентной назначаемостью глав региональных администраций даже без видимости консультаций с местными заксобраниями. Однако Янукович и его администрация встретят ерьезных препятствий: очевидные просчеты Ющенко, Тимошенко и их окружения ослабили оппозицию, но не превратили ее в горстку маргиналов. Оппозиция сохраняет существенное присутствие в Раде, которое не позволит Януковичу протолкнуть поправки, требующие конституционного большинства в 300 голосов. В ее среде появляются новые лидеры, готовые находить идеи, популярные в обществе.

К тому же украинские регионы кардинально расходятся в своих политических симпатиях, поэтому нельзя исключить, что львовский прецедент, когда облсовет высказал недоверие назначенному Януковичем главе администрации, повторится на западе и в центре страны. Постоянная смена руководителей негативно сказывается на управляемости, поэтому администрация президента унитарной Украины вынуждена быть более гибкой, чем ее коллеги из федеративной России.

Украинцы привыкли к выборам и крайне негативно относятся к любым попыткам подсчитать их голоса «как надо», фальсификации способны прекратить их электоральную апатию. Еще один важный момент: ключевые украинские телеканалы принадлежат разным группам влияния и поставить их под контроль администрации вряд ли удастся. Наконец, Янукович и его окружение в отличие от Путина не могут предложить украинцам размен «свобода в обмен на сытость и благосостояние».