Поздние прозрения

Отставка Юрия Лужкова, да еще с такой формулировкой – по недоверию, – заставляет подумать, что в стране завелась политическая жизнь. А письмо Лужкова президенту – даже в это поверить. Но содержание этого письма вызывает недоумение.

Лужков перечисляет несколько «беспокоящих» его вопросов. Что это за демократию такую провозглашает Дмитрий Медведев, при которой несогласный вынужден уходить? Уж не ту ли, при которой «в стране есть только один руководитель, слова которого «ложатся в граните» (Лужков, кстати, ошибся в цитировании: Медведев тогда ляпнул, что его слова «отлиты» в граните)? Что это за демократия, при которой развязана «беспрецедентная кампания по дискредитации мэра Москвы»? Что это за «попытки оболванить общество»? А попытки просветить общество, указывает Лужков, столкнулись с цензурой: программа в его поддержку на ТВЦ так и не вышла. «Если все это, по-вашему, демократия, то непонятно, где ваша искренность: на Ярославском форуме (на словах. – М. С.) или в реальной жизни?»

Если все это «искренне», как стоит в конце письма, то просто удивительно. Один из крупнейших государственных деятелей России, оказывается, отделяет себя от всего того, что происходит в государстве уже лет 10. Он-то думал – демократия, а тут – самовластие, двуличие, кампанейщина, цензура. Правильно он решил в суд не подавать – вдруг и там правды нет?

Так случилось, что почти одновременно в «Ведомостях» вышло интервью с Рубеном Варданяном – одним из крупнейших бизнесменов России (основателем инвесткомпании «Тройка диалог»). И тут прямо как у Лужкова: в стране плохо, процветают даже не те, кто лучше всех умеет приватизировать прибыль (воровать), а те, кто научился национализировать убытки (опять же воровать). Заедают страну «отдельные чиновники, бизнесмены и псевдопатриоты». И настрой такой, что Варданян уходит из «Тройки» именно поэтому (хотя прямо нигде не сказано). И тоже, как Лужков, «честь имеет» – в залоговых аукционах не участвовал (это сказано). И тоже вроде искренне.

И вот такая мысль: что у нас такое творится, что российского масштаба политик и такого же масштаба бизнесмен чувствуют себя обиженными детьми, которые ни на что не влияют? Инфантилизм такой сквозит, как у зеков между третьим и четвертым стаканом: у них все, а у меня ничего, конечно, я убил, конечно, я украл, а что оставалось делать – ах, зачем меня мать родила!

Ребята, кто же все это делает – то, что вам так не нравится? Я думал, вы и делаете. Неужели ошибался?