В российской политике тандемы не работают

В числе возможных решений проблемы власти в столице называется разделение постов мэра и премьера московского правительства с последующим занятием постов дуумвиратом из политика и хозяйственника. (Как вариант, мэр и его первый зам – из разных лагерей: федералов и московской элиты.) Предполагался политический компромисс, учитывающий интересы всех сторон. Политик бы взаимодействовал с Кремлем и надзирал за соблюдением его интересов, хозяйственник бы занимался текучкой. Но жизнеспособна ли такая схема?

Политика в России обычно описывается в терминах «игры с нулевой суммой», т. е. когда единственным приемлемым результатом считается полное пусть не уничтожение, но подчинение соперника. Культура подлинного компромисса нам пока неизвестна.

Региональная жизнь постперестроечных лет дает примеры соглашений, заключенных на вполне разумных основаниях, но ни одно из них не продержалось сколько-нибудь длительный срок. В 1996 г. в Санкт-Петербурге во время выборов губернатора яблочники поддержали Владимира Яковлева, который отблагодарил их постом своего первого заместителя по финансам, отданным Игорю Артемьеву. В Тамбовской области в 1999 г. Олег Бетин назначил вице-губернатором Андрея Франца, выдвинутого популистским движением «Мир! Труд! Май!» и поддержавшего Бетина во втором туре. Артемьев ушел через два с половиной года, Франц и полугода не продержался. Нечего и говорить, что ни «Яблоко», ни «Май» ничего от сделки не получили.

В стране со слабыми традициями соблюдения писаного права и политических соглашений выигрывает всегда только один человек – тот, кто занимает высшую должность. В 2004 г. в Рязанской области губернатором стал генерал Георгий Шпак. Считалось, что повседневным управлением будет заниматься Андрей Ярин, представитель спонсора кампании Шпака – Михаила Бабича, а генерал станет свадебным. Но в силу лишь своего положения главного должностного лица престарелый генерал переиграл «менеджера новой формации» в течение четырех-пяти месяцев. В Рязани прошел уникальный для России суд – по обвинению губернатора в неисполнении предвыборных обязательств, на котором демонстрировались собственноручные расписки Шпака, в которых он обещал назначить тех или иных людей на соответствующие должности в обмен на финансовую помощь. Но победителя не судят, и обманувшиеся в своих ожиданиях спонсоры остались ни с чем.

Самый яркий пример нереалистичности любых политических союзов в исполнительной власти дает Москва. Юрий Лужков был проведен на свой пост как попутчик демократов, как воплощение симбиоза реформаторов и совпартхозноменклатуры. Соратники Гавриила Попова Аркадий Мурашов и Сергей Станкевич полагали, что даже в должности мэра Лужков будет придерживаться их курса. Но он в считанные годы избавился от демократического балласта как в мэрии, так и в гордуме. Эспээсовец Владимир Платонов оставался таковым лишь по названию – и стоило СПС потребовать от него принципиальных действий, как он предпочел сторону Лужкова.

При отсутствии доверия как базовой установки в политическом диалоге, при отсутствии какой бы то ни было идеологии и наличии лишь эгоистических интересов, для охранения которых, собственно, власть и нужна, компромиссное разделение сфер влияния в ней невозможно.

Коалиционное правительство по зарубежному образцу подразумевает автономность субъектов управления. «Вертикаль власти» принципиально это отрицает. Ни один губернатор или мэр не позволит в отношения между ним и подчиненным вмешиваться каким-либо неподконтрольным обстоятельствам. Недаром, когда в России представитель какой-либо партии входил в правительство (как Михаил Задорнов) или региональную администрацию, от него первым делом требовалось забыть о членстве в ней и стать «членом команды». Не стоит забывать и о коррупционной составляющей: никто не допустит чужаков в святая святых – финансы и распределение бюджетных средств. Усиленно внедряемый институт сити-менеджеров работает у нас отнюдь не по-американски. Глава муниципалитета в России является чисто декоративной фигурой, сити-менеджер ориентируется на губернатора и дает отчет только ему.

Этим летом в столице Украины начался любопытный эксперимент. Не в силах отстранить Леонида Черновецкого от власти, тамошние «вертикальщики» назначили первым заместителем мэра Александра Попова, а сам мэр ушел в бесконечный отпуск. Никакого тандема не наладилось – Попов заменил людей Черновецкого своими и принимает единолично все принципиальные решения.

Кто бы ни стал следующим московским главой, он не пойдет на делегирование полномочий и ответственности. Возможно лишь временное сохранение во власти членов прежней команды – до подыскания соответствующих замен либо при условии полного и безоговорочного перехода на сторону нового начальства.