Изменения политической системы часто сопровождаются изменением календаря

Усилиями представителей оппозиции вскорости каждое число календаря может приобрести особый, отличный от астрологического или установленного нормативными правовыми актами смысл. Какого числа могут произойти радикальные изменения в правилах политической игры – столь страстно желаемые теми, кто исключен из системы власти, и полностью неприемлемые для ее нынешних обладателей? Некоторые говорят о 13-м, другие указывают на 31-е. Предсказания – неблагодарное занятие, особенно в генерирующих неопределенность российских условиях. Но эти же условия абсолютно не исключают самой возможности радикальных изменений, в чем сейчас убедились – к своему удивлению и разочарованию – представители московского городского истеблишмента. Причем от происходящего с ними не застрахована ни одна группа внутри российской властвующей элиты.

13-е

Для представителей либеральной и демократической оппозиции час икс может настать 13-го. Создавая недавно предвыборную коалицию с Михаилом Касьяновым, Владимиром Рыжковым, Владимиром Миловым и рядом других политиков, Борис Немцов сделал особый акцент на этом числе. Если планам по регистрации новой демократической партии не дадут осуществиться, «тогда мы выйдем на площадь отстаивать 13-ю статью Конституции, которая гарантирует гражданам право на создание партий, а 13-е число есть в каждом месяце» (cт. 13 Конституции, в частности, гласит: 1. В Российской Федерации признается идеологическое многообразие; 2. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной; 3. В Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность). По этой логике критерием наступления новых времен является защита конституционного права на политическое и идеологическое многообразие: все изменится, как только в России вновь можно будет свободно создавать и регистрировать политические партии, а значит, и придавать существующим конфликтам и противоречиям парламентское измерение. На смену нынешним «византийским» придут правила игры парламентской демократии.

31-е

Для представителей еще более радикальной – если судить по акценту на методах прямого действия (в отличие от парламентской борьбы) – оппозиции, вошедших в объединение «Стратегия-31», в качестве символа новых времен выступает последнее число (не каждого) месяца. В основе этого символа – тоже ассоциация со статьей Конституции, 31-й, которая закрепляет «право собираться мирно без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование». Если мыслить в данных категориях, то первым шагом к радикальному изменению российского политического ландшафта является обеспечение свободы собраний – все остальное приложится. Альтернатива существующему порядку видится в принципах прямой демократии.

Красные дни календаря

Следуя этой логике проведения параллелей между днями календаря и статьями Конституции, радикальные перемены могут произойти едва ли не в любой момент. Прав на бумаге у российских граждан много, но вот с их применением и защитой постоянные проблемы. Кандидатом на статус часа икс вполне может стать и 20-е число: право на жизнь и безопасность закреплено в 20-й статье Конституции. Его считают исключительно важным для себя почти две трети россиян – и в то же время почти треть чувствуют себя ущемленными в этом праве (см. таблицу). Или, например, 23-е и 25-е числа, символизирующие непростую ситуацию с реализацией россиянами прав на неприкосновенность личности и жилища. Практически невозможно придать календарное измерение сложностям с защитой других важных прав, например на бесплатное образование, медицинское обслуживание или на собственность. Григорианский календарь оказывается для них просто тесен.

32-е

Делая свое открытие относительно 32-го мая, барон Мюнхгаузен исходил из того, что людям будет подарен лишний день весны, который можно провести в обычных для этого времени года занятиях: прогуливаясь под солнцем, говоря о любви и т. д. «32-е число» политического календаря имеет иной смысл. Оно должно олицетворять начало жизни по другим, совершенно новым принципам. Фигурально выражаясь, 32-е и все последующие числа можно политически прожить совершенно не так, как стало привычным. Не случайно радикальные изменения политической системы, начиная с французской революции 1793 г., зачастую сопровождались введением нового календаря.

Несмотря на то что час икс ввиду наличия множественности точек напряженности может состояться едва ли не в любой день, остается открытым вопрос о глубине и степени радикализма возможных изменений. Насколько вообще обоснованы смелые мечты тех, кто лишен власти, и опасения других, ею обладающих? Не окажется ли 32-е число лишь повторением будней, трагическим или фарсовым?

Для ответа на этот вопрос, в частности, требуется знать, можно ли уменьшить зависимость бизнеса и населения от власти, принимая во внимание «властецентричный» характер общества (Пивоваров Ю. С. Русская политическая традиция и современность. Москва: ИНИОН РАН, 2006). Во властецентричном обществе усилия по укреплению «вертикали власти» оказываются уместными, если не сказать естественными, учитывая невозможность организовать совместную деятельность людей – на рынке или при решении повседневных проблем – без опоры на власть и ее административные ресурсы (например, на основе доверия или разделяемых всеми ценностей, облегчающих спонтанное достижение согласия). Без привлечения власти в таком обществе нельзя ни «разрулить» бизнес-конфликты, ни противостоять пожарам на торфяниках или даже в соседнем селе. В науке этатизм, или «приписывание государству роли творца истории, социальной жизни и цивилизации» (см., например, статью Валерия Фадеева «Инфантилизм интеллектуалов», «Ведомости» от 7.06.2008), тоже традиционно имеет значительно больше сторонников и большее влияние, чем антиэтатическая мысль.

Если 32-го числа общество останется властецентричным, то все будет зависеть от взявших «рычаги власти» в свои руки лиц. Тогда каковы гарантии того, что пришедшие в результате возможных радикальных изменений люди не станут вскорости воспроизводить ту же самую модель власти, против которой они столь яростно боролись в период «до 32-го числа»? Российская история богата примерами подобной трансформации, или, используя лексикон французской революции, термидора. Здесь и большевики, начинавшие с уничижительной критики царизма и закончившие, как констатировал уже во второй половине 30-х гг. Лев Троцкий, превращением в «зловещую фигуру повелителя с большой палкой в руках».

Аналогичный термидор пережили и реформаторы-либералы, пришедшие к власти в начале 90-х гг., с тем лишь отличием, что большой палкой в их руках становится не ГУЛАГ, а рынок с контролируемым входом, окруженный административными барьерами. Демократические лозунги очень быстро стали лишь прикрытием усилий по сохранению власти «семьи» и взращенных ею посредством схем «займы в обмен на акции» представителей крупного бизнеса, «олигархов». Представители нынешней власти только расширили практики по превращению рынка в ресурс власти и стали применять их более систематическим образом. Да и откуда взяться в России людям, которые бы с молоком матери не впитывали принципы, обеспечивающие непрерывное воспроизводство превалирующей модели власти?