Разные интерпретации одних и тех же данных позволяют бюрократам принимать противоположные решения

Предложение главы Росстата Александра Суринова в оценке ВВП страны учитывать и теневую экономику – вполне здравое. При всех нареканиях ВВП еще долго останется главным показателем состояния экономики, цифрой, которую можно удваивать, по которой можно сравнивать себя с другими странами, обгонять их или отставать от них. Скажем, Италия в 1987 г. учла теневой сектор и стала за одну ночь на 18% богаче, догнав по общему ВВП Англию.

На самом деле оценка теневого ВВП должна служить противовесом: она показывает потенциал обеления экономики и уровень развития институтов. То есть если у нас, допустим, на тень приходится 48,6% ВВП, как недавно подсчитал Всемирный банк, это значит не то, что надо гордиться выросшим в полтора раза объемом экономики, а наоборот – что надо печалиться по поводу ее плачевного состояния.

Впрочем, Суринов, признавая несовершенство методики измерения, тем не менее оценивает теневую экономику в 14–16% ВВП. В сравнении с оценкой ВБ получается неплохая «вилка», внутри которой можно, в принципе, менять показания в зависимости от задач момента. Кстати, момент вполне острый: в связи с предстоящим повышением соцналогов бизнес уже стал массово применять серые зарплатные схемы.

С одной стороны, легализация измерения теневого сектора может способствовать развитию методик расчета. С другой – эта оценка станет очередной политической переменной. Как, например, статистика коррупции. Генпрокурор Юрий Чайка укоряет МВД в том, что число уголовных дел о коррупционных преступлениях и число должностных лиц, привлеченных к уголовной ответственности, сократилось на 11%. А милиционеры говорят: так мы же отказались от «палочной» системы и стали тщательнее готовить доказательную базу.

Коррупционная статистика не очень-то репрезентативна, она характеризует скорее действия и методику отчетности правоохранительных органов. Оценки среднего размера взятки (мало о чем говорящий параметр) или годового оборота коррупции также сильно разнятся. При желании одной и той же цифрой можно как аргументировать срочную необходимость антикоррупционной кампании, так и оправдать отказ от нее.