Мнения
Бесплатный
Владислав Иноземцев
Статья опубликована в № 2714 от 18.10.2010 под заголовком: Modernizatsya.ru: Полигон для модернизации

Краткий план для Сергея Собянина

Определившись с кандидатурой нового мэра Москвы, президент отметил, что ждет от Сергея Собянина борьбы с коррупцией, решения проблем в транспортной и строительной сферах, а также усилий по повышению уровня жизни горожан. Реализация данных задач способна сделать Москву локомотивом модернизации в масштабах всей страны. Какими могли бы быть первые шаги нового правительства Москвы в этом направлении?

1. Система управления Москвой должна быть упрощена. В период, когда существовала страна, распад которой стал «величайшей геополитической катастрофой ХХ в.», аппарат Мосгорисполкома насчитывал 5300 человек, а его структура состояла из 16 под­разделений. Сегодня лишь аппарат мэра насчитывает 23, а вместе с правительством Мо­­сквы – по меньшей мере 74 департамента и управления и работает в них до 27 000 человек. Пять первых заместителей мэра, четыре «простых» заместителя, семь министров и 10 «префектов в ранге министра», не говоря об аппаратах префектур, – все это кажется громоздким и неэффективным. Отсюда, в частности, и неразбериха, и коррупция.

2. Правительство Москвы обладает собственностью, оцениваемой в десятки миллиардов долларов, но в бюджете на 2010 г. предусмотрены дивиденды по акциям лишь в 150 млн руб., а доходы от чистой прибыли ГУПов – 250 млн руб. Боль­шая часть активов города управляется специально созданными акционерными обществами – по сути, коммерчес­кими предприятиями, лишенными ограничений, которые накладываются на бюджетные организации. Следовало бы учредить в рамках комплекса городского хозяйства Москвы департамент управления ак­тивами Москвы для продажи миноритарных долей города в тех компаниях, которые он не контролирует, и консолидации активов, находящихся в его полной собствен­ности. Оплата работников этих компаний должна производиться на базе закона о статусе госслужащих, а не быть приближена к коммерческим фирмам.

3. Болезненным, но, видимо, неизбежным решением должна стать отмена принятого в текущем году и утвержденного законом Москвы № 17 от 5 мая 2010 г. генерального плана Москвы. Новый генплан должен разрабатываться ведущими российскими и зарубежными архитекторами при полном соблюдении норм федерального законодательства об охране памятников культуры и предполагать максимально бережное отношение к архитектурной среде в рамках исторического центра города. Требуются также инвентаризация строительных работ, проведенных за последние 3–5 лет в историческом центре города, выявление отклонений от согласованных проектов и жесткое наказание нарушителей – вплоть до изъятия объектов из их собственности или их банкротства.

4. Важнейшим шагом на пути модернизации Москвы должно стать повышение эффективности расходования бюджетных средств. С этой целью целесообразно организовать «ступенчатый» контроль за издержками. Во-первых, нужен конкурентный отбор технических решений (кто ответит, в частности, почему в Москве так любят туннели, в то время как во всех крупных мегаполисах развивающихся стран пред­почитают эстакады?). Во-вторых, надо создать институт коммерческих заказчиков, которые должны «отжимать» подрядчиков, официально получая процент от сэкономленных средств. В-третьих, следует обозначить предельный срок перехода на «контракты жизненного цикла», резко снижающие затраты на ремонт и обслу­живание объектов. В-четвертых, ввести мониторинг цен на базовые стройматериалы (песок, щебень, бетон, кирпич, арматуру) в рамках всего Центрального федера­льного округа и запретить покупать их на стройки, финансируемые из бюджета Мос­квы, по ценам более чем на 3–5% выше средних. Реализация этих мер позволит снизить бюджетные затраты на строительство (267 млрд руб. в 2009 г.) не менее чем вдвое. Все эти реформы можно реализовать в рамках департамента модернизации городского хозяйства, подчиненного непосредственно мэру Москвы.

5. Следует немедленно приступить к модернизации сферы энергоснабжения и ЖКХ. Отсутствие станций, работающих на принципе когенерации электро- и тепловой энергии, приводит к потерям, оплачиваемым из карманов мо­сквичей. Нужна перспективная программа повышения эффективности энергетики и сокращения потерь тепла и воды. Задача, которую мог бы поставить – и выполнить – новый мэр, заключается в том, чтобы энергосбережение уберегло граждан от повышения счетов за работу коммунальных служб в течение 5–7 лет при любом повышении цен на газ или электроэнергию. Учитывая, что потенциал повышения энергоэффективности – около 40%, а потери тепла и во­ды – 35–45%, эта задача вполне реальна. Ее решение, как ничто другое, убедило бы москвичей – да и всех россиян – в преимуществах объявленной Дмитрием Медведевым модернизации.

6. Москва должна стать пионером во внедрении передовых европейских норм и стандартов в строительстве и промышленности. По согласованию с федеральным центром новый мэр мог бы объявить все технические и строительные стандарты ЕС действующими в границах Москвы без дополнительных согласований. Без этого нельзя привлечь в город крупные западные компании, которые одни лишь могут решить транспортные проблемы, о которых говорил президент. В частности, самое эффективное ре­шение проблемы движения между городом и областью – перекрытие подъездных путей московских вокзалов бетонными конструкциями и организация двухуровневого (железнодоро­жного и автомобильного) движения. Это уже сделано в Лондоне и Париже, но на­ши строительные нормы и техническое оснащение не позволяют повторить этот опыт.

7. Более того, Москве нужны не только западные стандарты, но и западные управленцы. Сегодня практически каждая крупная российская компания имеет в правлении или совете директоров европейских и американских финансистов и технологов. Москва мо­гла бы стать пионером и на этом направлении. Появление, например, во главе московс­кого ГИБДД десятка специалистов по организации дорожного движения из Парижа или Рима привело бы к намного большему сокращению пробок, чем 10 лет активного дорожного строительства. Невозможно преодолеть коррупционные и неэффективные практики администрирования, не пополнив ряды московской бюрократии иностранными кадрами, выстроившими всю свою карьеру в условиях ориентации на повышение эффективности и результативности работы, а не на максимизацию распила и отката.

8. И наконец, не следует забывать, что Москва – это не просто место обитания федера­льной элиты, но и столица России. Ее экономические достижения должны не только опираться на общенациональные, но и способствовать им. Поэтому московский рынок товаров и услуг должен быть самым открытым в стране. Закупки товаров и работ, финансируемых из городского бюджета, должны не менее чем на треть осуществляться у компаний не только зарегистрированных, но и работающих за пределами Москвы и области. Москва должна стать лидером конкуренции и демонополизации – и только таким образом ее пример может повести страну по верному модернизационному пути.

Президент Медведев проявил впечатляющую политическую волю, отправив в отста­вку Юрия Лужкова, к концу своего правления воспринимавшего город как своего рода ча­стное семейное предприятие. Следующим шагом должно стать превращение Москвы в полигон для индустриальной и институциональной модернизации всей страны. И эта задача вполне решаема – ведь для ее выполнения не хватало лишь политической воли.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать