Метания коммерческой интеллигенции

Фрагмент из интервью Владислава Суркова, разошедшегося, как фильм «Волга-Волга», на цитаты: «Если в многомиллионной Москве 200 человек хотят собраться непременно 31-го числа, непременно на Триумфальной и непременно в столь скромном количестве – пусть собираются». Полная уверенность в том, что никакого политического смысла маловлиятельная и малозаметная уличная активность не имеет. (Непонятно только, зачем с нею нужно было тогда бороться?)

Другая крайность – интервью Михаила Горбачева журналу «Сноб», в котором он утверждает, что недовольство состоянием дел в стране, погрязшей в стагнации, апатии и коррупции, может спровоцировать миллионы людей на то, чтобы выйти на улицы.

Первая точка зрения не учитывает того, что оппозиционный тип мышления не ограничивается теми несколькими сотнями людей, которые выходят на митинги на Триумфальной ли, Пушкинской, Болотной или, скажем, в Калининграде. Базовая характеристика протестного сознания – не личная готовность выйти на площадь, а готовность поддержать вышедших. И это уже не маргинальное мышление, а такая же часть мейнстрима, как и сытый циничный конформизм. Таких людей – миллионы. И они исключены из процедурной демократии: ни одна из партий, присутствующих в федеральном и региональных парламентах, не выражает их взгляды и интересы.

Вторая точка зрения не учитывает силу инерции и силу апатии в массах. А также неготовность недовольных, но адаптированных бросать все, рисковать своими семьями и выходить на улицы российских городов. Именно потому, что они адаптированные.

Состояние общественного мнения и массового сознания застыло где-то посередине между Сурковым и Горбачевым. И ни Сурков, ни Горбачев, ни лучшие социологи страны, ни даже члены дуумвирата не скажут вам, взорвется ли ситуация и если взорвется, то когда.

Экономисты в этом смысле рассуждают конкретнее: мне уже многократно доводилось слышать точку зрения, согласно которой все рухнет, когда закончатся деньги – примерно к концу следующего президентского срока. Разумеется, при инерционном сценарии и не сверхъестественно высоких ценах на нефть.

Российская коммерческая интеллигенция, думающая, как бунтари 1968 г., но ведущая себя, как обыватель-буржуа, мечется, как было сказано А. А. Ждановым, «между будуаром и моленной», т. е. между Триумфальной площадью и соблазнами поддержки власти с человеческим лицом Медведева.

И там и там ее подстерегают ловушки. Выходя на Триумфальную, коммерческий интеллигент оказывается рядом с Лимоновым. Покупая опцию «Медведев», коммерческий интеллигент получает в «пакете» навязанную услугу в виде Суркова. Эти привходящие обстоятельства сильно обесценивают основной продукт. Поэтому потенциальные агенты модернизации – адаптированные, думающие, но в то же время недовольные – никак не могут определиться со стратегией.

Впрочем, сейчас, как говорят в народе, «поздняк метаться»: стоит дождаться, пойдет ли на выборы тот, на кого так рассчитывает среднестатистический агент модернизации. А там станет ясно, чей подход более матери-истории ценен: горбачевский или сурковский.