В обществе растет антиклерикализм

Нам еще предстоит узнать точнее, что именно происходило в детском приюте Свято-Боголюбского монастыря (Владимирская обл.), воспитанники которого рассказали журналистам, что в монастыре над ними издевались. Били ремнем, не давали спать, заставляли класть сотни поклонов. Хотя и сейчас ясно: мучили их под самыми благовидными предлогами – спасения души, воспитания послушания, смирения и других добродетелей.

Эта история неожиданно рифмуется с делом Егора Бычкова, которым тоже руководили как будто самые благие намерения. Но как-то уже нет сил повторять, что насилие над человеком, не нарушающим закон, над свободной человеческой волей, как бы красиво ни выглядела конечная цель этого насилия, – путь в исторической и духовной перспективе тупиковый. Ведущий в противоположную от христианства сторону. «Трости надломленной не переломит и льна курящегося не угасит», – было сказано о Христе, никогда не учившем бить ближнего ремнем, а только беречь и любить – внимательно, осторожно. Нет сил, потому что не очевидно все это только тем, кто газету «Ведомости» все равно не читает.

В том, что в Свято-Боголюбском монастыре, а также в десятках российских монастырей, в особенности женских, из которых просто никто еще не пришел жаловаться в газету, самое драгоценное растоптано, неожиданного мало. Закрытость коллектива, помноженная на дикость в духовных вопросах, – почва для издевательств сильных над слабыми самая благодатная.

Неожиданно в этой истории другое – сила общественного резонанса. Та жадная готовность, с которой новость подхватили все СМИ, понятно что падкие до любого скандала, но еще ведь и чуткие к общественным веяниям. Рискну предположить: общество готово и хочет услышать про православную церковь именно это – что за ее крепкими стенами творится беззаконие. Что она не учит доброму, а только дурному. Что она не любит никого и ничего, кроме власти и собственности. Что во имя и того и другого в лице первоиерархов она готова слиться с государством, отказавшись от своего назначения – нести в мир свет, быть его солью.

Тревожный симптом. Чтобы ждали и зло радовались вот такому шаржированному образу церкви, нужно было всерьез постараться. Волна антиклерикализма еще не захлестнула общество, но уже поднимается; не увенчавшаяся успехом инициатива фонда «Здравомыслие» развешать по Москве рекламные щиты с цитатами из Конституции об отделении церкви от государства – только одна из первых ласточек.

Бескорыстного служения сиротам, старикам, бездомным, больным, действенной благотворительности в нынешней церкви более чем достаточно. Но в глазах общества все это так и будет меркнуть в тени уродств, заведомо более заметных, меркнуть до тех пор, пока церковь не откажется от попыток защитить честь мундира и не объявит гласно, что ничего общего с творящимся в том же Свято-Боголюбском монастыре не имеет. Просто потому, что христианство там и не ночевало.