От государства идет сигнал на сокращение сроков заключения

Президентскую идею о смягчения наказания комментирует Яна Яковлева из НПК «Софэкс».

Вчера Медведев одобрил идею смягчения наказания по ненасильственным преступлениям. Лишение свободы станет не обязательным по 68 статьям УК, а именно - по наиболее ходовым преступлениям: кражам, грабежам, разбоям, неопасным насильственным преступлениям. По словам министра юстиции Александра Коновалова, это позволит довести средний срок наказания с 6-9 до 2-3 лет, что уменьшит население колоний на треть (на 1 октября в колониях сидело 707 100 человек).

Комментирует председатель НП «Бизнес-солидарность», финансовый директор НПК «Софэкс» Яна Яковлева:

Одна из проблем, которую пытаются решить поправки — перенасыщенность тюрем. Но, на мой взгляд (а это экспертная оценка, которая не может подтверждаться статистикой), тюрьмы заполнены предпринимателями и теми, кто сидит за наркотики. По самой распространенной 159-й статье УК РФ [мошенничество] ежегодно осуждается порядка 20 000-30 000 человек.

С одной стороны, поправки неплохие. И если они помогут какому-то мелкому лавочнику избежать общения с милицией, которая пытается выявить у него недоплату налогов или незаконное предпринимательство, то это тоже повод для радости. Люди не должны мучиться в тюрьме за мешок картошки. Здесь задан хороший тренд. У нас судьи назначают наказание произвольно и, как правило, выбирают максимальный срок наказания — отсюда и общее ужесточение системы. Теперь же от государства идет сигнал на сокращение сроков заключения.

С другой стороны, похоже, что новые поправки к предпринимателям не относятся. Коновалов подчеркнул, что верхние санкции сохраняются, а «наиболее опасные преступники получат по полной». Видимо, он имеет в виду не первые и вторые части статей (под них никогда не попадают предприниматели), а третьи и четвертые, в которых описаны тяжкие преступления. Если мы берем экономический раздел УК, то в части четвертой [например, мошенничество в особо крупном размере, статья 159 УК РФ] мы видим, что преступление должно быть совершено группой. Главный бухгалтер и генеральный директор — это всегда группа. Еще должны фигурировать большие денежные суммы. То есть это не мелкое воровство и мошенничество, а некая хозяйственная деятельность, которая изначально имеет в обороте определенные суммы. Когда министр юстиции говорит о «наиболее опасных преступниках», скорее всего речь идет о тех, кого обвиняют в преступлениях, связанных со значимыми суммами денег — т. е. о предпринимателях.

* Яна Яковлева и Алексей Процкий были арестованы в июле 2006 г. в связи с так называемым делом химиков и провели семь месяцев в заключении. Руководителей компании «Софэкс» обвинили в нарушении ст. 234 УК РФ, а именно в хранении и сбыте этилового эфира, который может использоваться для изготовления наркотиков. Уголовное преследование Процкого и Яковлевой прекращено за отсутствием состава преступления.