От редакции: На зависть Блумбергу

Новому московскому мэру Сергею Собянину не терпится перекроить бюджет Москвы: «Практически все пущено на текущее проедание, на развитие осталось не более 10% бюджета. Такая структура бюджета свойственна депрессивным регионам».

Сергей Семенович немного лукавит: не более 10% московского бюджета – это 200 млрд руб.; тратить такую сумму на развитие не могут себе позволить даже самые богатые регионы страны. А что до структуры бюджета, то в нынешнем виде она существует всего второй год.

До прошлого года инвестиционный бюджет Москвы составлял свыше трети его расходной части, на Москву приходилось 40% от суммы инвестиций всех субъектов Федерации, вместе взятых. Но из-за кризиса действительно случился перекос: на развитии стали экономить, а расходы на соцподдержку, наоборот, сильно выросли.

Но если сравнивать инвестиционный бюджет Москвы не с депрессивными регионами, а, скажем, с городом Нью-Йорком, то Собянину и сейчас не на что жаловаться. Правительство Москвы в этом году потратит около $41 млрд – всего в полтора раза меньше, чем правительство Нью-Йорка ($63 млрд). В текущем году на развитие города там решено потратить 11,4% бюджета – так что в этом смысле мэр Собянин незначительно отстает от мэра Блумберга.

Но нервничает Собянин не случайно. В 2009 г. бюджет Москвы просел на 22%. В основном из-за налога на прибыль: в кризис он резко упал, а из этого налога формируется львиная доля доходов московского бюджета – в столице прописаны крупнейшие компании нефтегазового сектора, естественные монополии, 80% банков страны. Прежние доходы Москвы восстановятся не скоро.

И все бы ничего (рано или поздно начнется экономический подъем и денег опять будет много), но Юрий Лужков оставил в наследство Собянину гигантские социальные обязательства.

Только на знаменитые «лужковские надбавки» необходимо тратить около 8% бюджета. В абсолютных суммах это больше, чем весь бюджет Челябинской или Иркутской области. Всего же социальные расходы достигли 16% бюджета города (в норме до кризиса было 5%).

Еще одна форма соцподдержки – субсидирование тарифов ЖКХ отнимает у бюджета около 100 млрд руб. в год. А куда денешься? Пенсионеры – самый надежный электорат. И если перед московской верхушкой у Собянина нет неформальных обязательств, то перед руководителями страны – очень даже есть.

Поэтому о сокращении социальной части городского бюджета в предвыборный год речи быть не может.

Резервы у Москвы есть. Но задействовать их можно только при условии, что Собянин решится наступить на интересы чиновников.

Во-первых, надо пересмотреть эффективность инвестиций. Заоблачная стоимость дорог – только один из примеров. На этом можно экономить до 50%.

Во-вторых, доходы от использования собственности приносят Москве смешные 4,3% доходов бюджета, а ведь московское правительство владеет 44,2 млн кв. м недвижимости. Из них в аренду сдается всего 5 млн кв. м. Официальная стоимость метра – около $80 в год, но предприниматели платят реальную рыночную цену, которая в несколько раз больше: стоимость аренды в Москве на 20% выше, чем в лондонском Сити, и почти вдвое выше, чем в нью-йоркском Манхэттене. Журнал Forbes оценивает доход бюджета Москвы от использования недвижимости минимум в $2–3 млрд даже без учета земли. Нью-Йорк такими резервами похвастаться не может...

В-третьих, Москва владеет долями в 364 компаниях. Продажа только пяти самых ликвидных пакетов может дать бюджету 267,7 млрд руб. А избавление от сотен непонятных фирм даст бюджету огромную экономию: нередко это просто способ увода бюджетных денег. В этом году Москва вложит в уставные капиталы различных АО 33,2 млрд руб.

Проблема в том, что, оказавшись перед выбором между развитием, ради которого придется пойти на открытый конфликт, и сохранением текущего положения, пусть и ценой отказа от развития, российские власти обычно выбирают второе.