Дешевые автомобили — причина смертей

Сразу несколько автомобильных аварий со смертельным исходом случилось в России в Международный день памяти жертв дорожно-транспортных происшествий. Это подчеркивает, что российские дороги, несмотря на многомиллиардные вливания, остаются молохом, пожирающим людей. В 2009 г. в ДТП на магистралях и городских улицах погибло 26 084 человека, за девять месяцев этого года – еще 18 333. Число погибших на отечественных дорогах снижается: 35 600 в 2003 г., 33 308 в 2007 г. Но медленнее, чем хотелось бы.

По уровню дорожной смертности (18,4 человека на 100 000 жителей) Россия опережает не только Францию и Германию (6,8 и 5,4 человека), но и государства Балтии и бывшие социалистические страны, где этот показатель колеблется от 10,3 (Чехия) до 16,8 (Литва).

Опасность российских дорог для жизни объясняется многими факторами: лихачеством водителей, скверными дорогами и плохим климатом. Трудно привить ответственное поведение за рулем, когда грубые нарушения правил движения чиновниками, бизнесменами и их родственниками не расследуются, а неравенство на дорогах оправдывается интересами государства. Машина начальника ГИБДД Виктора Кирьянова, который вчера сетовал о высокой смертности на дорогах, в феврале 2008 г. выехала на встречную полосу в центре Москвы и сбила (к счастью, не насмерть) девушку.

Но проблема еще и в автомобилях. В 2009 г. в среднем по России один погибший приходился на 7,5 дорожной аварии. В Москве и Петербурге, жители которых могут позволить себе качественные автомобили с высоким уровнем безопасности, одна смерть приходится на 17 ДТП, что соответствует уровню развитых стран. На Дальнем Востоке, где большинство парка составляют подержанные иномарки, показатель колеблется между 8,5 и 10. В небогатых Рязанской и Волгоградской областях, где люди чаще покупают дешевые отечественные авто, один погибший приходится на шесть аварий. В Кавказском регионе один погибший приходится на четыре (Кабардино-Балкария) и даже два (Ингушетия) ДТП. Государство может сберечь жизнь и здоровье тысяч трудоспособных граждан, стимулируя выпуск и покупку новых безопасных автомобилей и отказ от выпуска устаревших и опасных отечественных моделей.