Ирландский пример заразителен

Еще на прошлой неделе руководители ирландского правительства публично заявляли, что финансовая помощь их стране не нужна. У банков «нет сложностей с фондированием», говорил министр финансов Брайан Ленихан. Но в воскресенье «не испытывающая финансовых проблем» страна – правда, под давлением коллег по Евросоюзу и руководства Европейского центробанка – согласилась принять деньги. Точные параметры помощи будут определены в ближайшие недели, сейчас ее объем оценивается в 80–90 млрд евро.

Средства будут выделяться из Европейского фонда финансовой стабильности, который был создан в мае, когда на грани дефолта оказалась Греция. Помогать деньгами вызвалась и не участвующая в наполнении фонда Великобритания (средства в него вносят 16 стран еврозоны и МВФ).

Попытки спасти Ирландию (а до нее – Грецию) объясняются не только желанием уберечь от распада еврозону и весь десятилетиями выстраивавшийся общеевропейский проект – хотя и им, конечно, тоже. Если Европе не удастся потушить пожар на окраинах, он может охватить весь континент. Дело в том, что на балансах европейских банков огромное количество суверенных и банковских долгов других стран региона. Так, по данным Банка международных расчетов на конец июня, европейским банкам принадлежали ирландские активы на $500 млрд. Из них на долю британских банков приходилось $150 млрд, испанских и португальских – около $33 млрд. Совокупный объем кредитов государственному и частному секторам периферийных стран составляет, например, у французского Credit Agricole 35,09 млрд евро, у испанского Santander – 38,52 млрд евро, у британских Barclays и Royal Bank of Scotland (RBS) – 22,57 млрд и 77,39 млрд евро соответственно. Поэтому Великобритания, формально не участвующая в стабфонде еврозоны и сама отягощенная долгами, участвует в спасении Ирландии. В кризис Великобритании уже пришлось вытаскивать RBS из пропасти, не бросать же теперь на полпути.

Но, как мы отлично помним на примере кризиса в конце 1990-х гг. в развивающихся странах, участники долговых рынков легко подвержены панике – именно поэтому возникает эффект домино, захватывающий даже те страны, что в спокойной ситуации могли бы пережить временные трудности и успеть разрешить свои проблемы. В понедельник премьер-министр Португалии и министр финансов Испании заявляли, что им внешняя помощь не нужна. Будет как с Ирландией?