Чтобы уйти от нефтяной зависимости, надо снизить госрасходы

Для того чтобы воплотить в жизнь модернизационные планы, России необходимы новые инвестиции. А инвестиции – не важно, внутренние или иностранные – приходят, когда есть стабильность и предсказуемость. Стабильности и предсказуемости не будет без четких правил, т. е. органов и нормативных актов, регулирующих отношения между государством и бизнесом, обеспечивающих финансовый надзор, соответствующий уровень корпоративного управления, низкий уровень коррупции и проч. Мировой кризис, его последствия и антикризисные меры, принятые правительством, – хорошая возможность оценить качество соответствующих систем и механизмов и наметить пути движения вперед.

В конце 2008 г. Россия испытала двойной шок: резкое падение цен на нефть и отток капитала с развивающихся рынков. После небольшой заминки российские власти приняли энергичные и масштабные антикризисные меры. В частности, были значительно увеличены бюджетные расходы, проводилась в целом мягкая денежно-кредитная и курсовая политика, были осуществлены масштабные вливания ликвидности и смягчены регулятивные требования, что позволило снизить напряженность в банковском секторе. В целом кризис показал, что ряд систем и механизмов в России работают эффективно. В особенности это касается нефтяных фондов, созданных Министерством финансов, и антикризисных мер Банка России.

Следует отметить, впрочем, что действующие механизмы не предотвратили ослабления бюджетной и денежно-кредитной политики в докризисный период, хотя экономика тогда обладала собственной мощной инерцией роста. Когда разразился мировой кризис, российская экономика находилась в перегретом состоянии.

Какие уроки на будущее можно извлечь из этого опыта? Чтобы снизить свою зависимость от нефти, России придется сократить государственные расходы, в особенности с учетом ослабления бюджетной политики в период высоких цен на нефть, которое достигло кульминации в 2009 г. Это сложная задача, для которой необходимо наличие убедительной бюджетной политики на годы вперед. Опыт других стран свидетельствует в пользу установления среднесрочных ограничений бюджетного дефицита и последующего формирования годовых бюджетов исходя из этих целевых показателей. Для России таким целевым показателем мог бы стать дефицит бюджета без учета доходов нефтегазового сектора (так называемый ненефтегазовый дефицит).

Вторая важнейшая задача состоит в том, чтобы еще более полно и определенно сосредоточить денежно-кредитную политику на задаче контроля над инфляцией – в рамках перехода Банка России к полномасштабному формальному таргетированию инфляции. Сегодняшнее снижение инфляционного давления – удобный момент, чтобы закрепить целевой показатель инфляции на достаточно низком уровне. На ближайшую перспективу можно было бы установить целевой показатель инфляции на уровне 5–6%, хотя в течение непродолжительного времени неизбежно временное повышение уровня инфляции, вызванное летней аномальной жарой и засухой. В последующие годы можно было бы продолжать снижение этого целевого показателя. Опыт других стран свидетельствует, что ориентация денежно-кредитной политики на инфляцию фактически означает переход к гибкому обменному курсу. Следует приветствовать шаги, предпринятые в этом году Банком России в данном направлении.

Чтобы обеспечить восстановление экономического роста, необходимо возобновить банковское кредитование экономики. А для этого нужно, чтобы внутренние сбережения трансформировались в производительные инвестиции. Для реализации обеих задач требуется надежная система банковского надзора. В ближайшей перспективе следует прежде всего усовершенствовать требования к формированию резервов на потери по ссудам и к капиталу банков. В более долгосрочной перспективе было бы полезно расширить полномочия Банка России в области консолидированного надзора и регулирования кредитования связанных сторон. Для дальнейшего укрепления стабильности и развития российской финансовой системы потребуется усиление конкуренции в финансовом секторе и ужесточение стандартов учета и отчетности.

И, наконец, требуют совершенствования институты и механизмы, от которых зависит инвестиционный климат в России. Политика, определяющая условия предпринимательской деятельности, должна быть более прозрачной и предсказуемой. Среди основных шагов в этом направлении – снижение роли государства, реформирование государственной гражданской службы, сокращение влияния государства на процесс принятия экономических решений, защита прав собственности, борьба с коррупцией и вступление в ВТО. По всем этим вопросам политика определена и планы действий разработаны, однако практическая их реализация отстает.

Российские власти признают необходимость предлагаемых реформ, и ожидаемый положительный результат укрепления институтов и механизмов экономической политики для России и российского народа весьма велик. Крепкие системы и механизмы экономической политики способны стать ключом к успешному осуществлению модернизации в России.