Демография вместо реформ

Перенос президентского послания Федеральному собранию на конец года впервые случился в 2008 г. – в связи со сменой Владимира Путина на Дмитрия Медведева и сопутствовавшей этому суетой. Но и в 2009-м, и в 2010-м послание было оглашено в ноябре. В этом есть объективный резон, потому что медведевские послания представляют собой самостоятельный литературно-политический продукт. Каждое послание – это скорее итог развития взглядов и возможностей президента, чем контуры реальной политики на ближайший год. Конечно, от того, каким в нем предстанет президент, зависит дальнейшая работа государства. Не от того, что он предложит, а от того, в чем и насколько нужно с президентом считаться.

Вчерашнее послание очень отличается от прошлогоднего. Год назад Дмитрий Медведев давал неутешительный диагноз состоянию страны, которую без немедленно начатой модернизации ждет неминуемая катастрофа, и рисовал картины светлого будущего новой России. Ощущения, что опасность миновала, нет: в этом году были и техногенные аварии, и теракты; коррупция на месте, и инфраструктура по-прежнему отсталая, и в экономике особых изменений не произошло. В качестве успешных примеров модернизации президент назвал восстановление атомной отрасли, 11 суперкомпьютеров среди 500 лучших мировых, систему «Глонасс», которая вот-вот заработает. Негусто. Цифровое телевидение, развитие фармацевтики и центр «Сколково» остаются в будущем.

Такая конфигурация задана двухголовостью власти. Вопрос «who is mr Medvedev?» удивительным образом остается актуальным вот уже третий год его президентства.

В нынешнем послании нет ничего катастрофического, а состояние страны оценивается хоть в немногих словах, но позитивно. Даже констатация застоя в политике (тема последнего видеообращения) в послание не попала, оставшись локальным тезисом для встречи с представителями парламентских партий.

Нет в послании и прошлогодних реформаторских амбиций. Самым амбициозным – но не реформаторским, – пожалуй, стало заявление о новой гонке вооружений, которую Россия вынуждена будет начать (на какие деньги, интересно), если НАТО не согласится на совместную систему ПРО. Заклинаний о светлом будущем почти не было. Ну и хорошо, казалось бы, ведь есть конкретные предложения в социальной политике.

В своей конкретности и даже рутинности нынешнее послание похоже на президентские послания Владимира Путина. Проблема в том, что Медведев-президент не воспринимается (бюрократией прежде всего) так же, как Путин-президент. Выполнение поручений, будь то земельные наделы за третьего ребенка или финансирование региональными бюджетами экологических программ, возможно либо в харизматическом ручном режиме, либо с помощью работающих институтов управления. Институты работают плохо (и Медведев недавно признал это – во время онлайн-общения с гражданами), а в харизме он Путину сильно уступает. Это ставит под сомнение выполнимость даже самых конкретных обещаний.

Главная тема послания – тема детства – абсолютно безобидна во всех смыслах. Конечно, хорошо, что государство обещает усилить поддержку многодетных семей, сирот и инвалидов. Потому что многим из них даже лишний рубль поможет. Предыдущие меры поддержки деторождения (материнский капитал и др.) не изменили ситуации, в которой риски бедности у семей с двумя детьми и более гораздо выше, чем в среднем. С учетом тотальной неэффективности государства и низкого уровня благосостояния населения и новые меры не принесут значительного эффекта.

Возможно, Медведев ушел от реформаторского дискурса ввиду приближающихся президентских выборов. Действительно, перед выборами социальная тематика выгоднее, чем непопулярные политические и экономические реформы. Но, как показывает практика, в ситуации застоя электорат порой ставит как раз на перемены. Возможно, Медведев пришел к выводу, что поддержка перемен все еще недостаточна. Особенно если принять во внимание, что основной его избиратель все-таки Владимир Путин, на переговорах с которым и должно быть принято судьбоносное решение о выдвижении единого кандидата от двоих.