Место полиции заняло образование

Всенародное обсуждение общественно значимых законодательных новелл до их внесения в Госдуму становится, похоже, фирменным знаком президентства Дмитрия Медведева. Место закона «О полиции» на сайте www.zakonoproekt2010.ru занял проект закона «Об образовании». Комментарии, как и на предыдущий, будут приниматься в течение двух месяцев. Идея сетевой законотворческой дискуссии, учитывая нынешний состав Госдумы и качество обсуждения правительственных и президентских инициатив в ее стенах, выглядит полезной и привлекательной. Из-за сложившейся электоральной системы, в которой депутатов выбирает в первую очередь партийная бюрократия, граждане лишены прямых рычагов влияния на принятие законов. Обсуждение в интернете частично восстанавливает ее.

Образование – более важная сфера жизни, чем правоохранительная деятельность. С сотрудниками милиции в последние годы сталкивалось около половины наших россиян. Работа детских садов, школ и университетов касается каждого. От ее качества зависит успешное трудоустройство и, если говорить шире, судьба.

Интерес к обсуждению образовательного законопроекта обеспечен. По данным «Левада-центра», 38% опрошенных не удовлетворены уровнем образования, а устраивает он всего 19%, 46% не знали, что отвечать. 47% россиян опасаются, что их дети и внуки не смогут получить качественного образования, верят в эту возможность 36%. За последние пять лет ситуация несколько улучшилась: в 2005 г. недовольных уровнем обучения было 58% (против 17%), опасались за качество учебы детей и внуков 63 против 32%.

Вопрос – в качестве самой законодательной инициативы. Проект закона об образовании готовился с более широким привлечением независимых экспертов, чем предыдущий, но тоже заинтересованным министерством. Министр образования Андрей Фурсенко на встрече с Медведевым доложил, что первоначальный проект был вдвое длиннее. «Убрали воду», – обрадовался президент. Однако даже беглое ознакомление с проектом вызывает недоумение – в частности, дошкольное образование становится необязательным. Есть и просто ляпы – например, формулировка статьи 79: «За счет средств федерального бюджета финансируется обучение не менее чем 9% человек на каждые 10 000 человек в возрасте от 17 до 30 лет, проживающих в Российской Федерации». Будет ли государство обеспечивать обучение в вузах 9% юношей и девушек или 9 из 10 000? Кто и как будет финансировать учебу остальных студентов? Сейчас доля студентов среди россиян 17–30 лет превышает 22% – это 7,4 млн человек. Невнятно описаны отношения между родителями и образовательными учреждениями и работниками внутри системы, нормы финансового и материального обеспечения деятельности школ, порядок внутренних и внешних проверок.

Не менее, чем качество документа, важно и качество дискуссии, а оно тесно связано с уровнем образования и вовлеченностью ее участников в процесс обучения. Обсуждение не должно превратиться в междусобойчик учителей и воспитателей с традиционным подходом к делу и чиновников. Голос независимых экспертов и успешных педагогов-новаторов должен быть не менее весом.

Еще одна проблема – как учитывать мнение большинства. Оно недовольно системой образования в целом, но 70% родителей учеников, по данным фонда «Общественное мнение», устраивает школа, недовольных всего 9%. Чаще всего нарекания родителей вызывает оборудование школы (20%) и питание (19%). Качество обучения – предмет беспокойства всего 10%.

Еще один ключевой вопрос – как будут учитываться мнения компетентных экспертов, болеющих за дело профессионалов и активных родителей. Механизм использования их предложений пока крайне несовершенен. Хорошо, если их новеллы будут использованы, пусть даже ведомственные авторы выдадут чужие инициативы за собственное изобретение. Есть опасность, что редакторы, выражаясь словами покойного Виктора Черномырдина, соберут все предложения и положат их в одно место. Именно так случилось с поправками в крайне размытые формулировки закона о полиции о праве проникновения полицейских в жилище и полномочий на проверку финансовых и хозяйственных документов.

Пренебрежение содержательными инициативами и мнениями активных граждан приведет к тому, что последующие дискуссии превратятся в выхолощенную формальность, похожую на обсуждение Конституции СССР 1977 г. С той лишь разницей, что нынешние отвергнутые авторы разумных невостребованных инициатив могут обращаться не только в «Спортлото», но и к сетевому сообществу.