Wikileaks лишила дипломатов ореола таинственности

Уже неделю редакторы внешнеполитических отделов СМИ всего мира могут отдыхать. Wikileaks предоставляет столько материалов из новейшей истории американской дипломатии, что можно каждый день заполнять несколько полос. Особых сенсаций, впрочем, пока нет: судя по раскрытым материалам, относящимся к нашей стране, американские дипломаты оценивают политическую ситуацию в России примерно так же, как ее оценивают обозреватели ведущих изданий – «Ведомостей», «Коммерсанта», «Газеты.ру», Forbes, New Times.

Может быть, раскрытие дипломатической переписки вообще ничего не меняет? В 1917 г. только что ставший в результате переворота министром иностранных дел России Лев Троцкий опубликовал материалы секретных переговоров и тайные договоры предыдущих правительств нашей страны с союзниками по Первой мировой войне. Решительные действия министра-неофита вошли в учебники истории, но свидетельств, что это как-то существенно повлияло на ход и результаты войны, нет. Не исключено, что главным последствием утечки по большому счету станет всего лишь то, что дипломаты лишатся ореола таинственности, который окружает их уже тысячу лет. Когда все будут знать, что на кухне у дипломатов все выглядит в точности так же, как у всех остальных, граждане станут требовать от них куда большей открытости.

Собственно, в этом есть глубокий смысл. Когда-то, давным-давно, это было вполне нормально, что дипломаты представляли интересы короля и элиты, а не всех граждан страны. Неудивительно, что им нередко было важно, чтобы переговоры происходили за кулисами, – договор, выгодный королю, но приносящий несчастье большинству жителей, вполне мог вызвать революцию. Сейчас президенты, премьеры и министры являются по закону лишь агентами граждан: у них по определению не может быть ничего, что бы они могли скрывать от тех, на кого они работают.

Эта новая эра «голой дипломатии» даст американцам и англичанам, возможно, новое преимущество. Дело в том, что американские и английские политики, по сравнению с политиками в подавляющем большинстве других стран, живут без тайн. Практически вся их политическая жизнь и большая часть личной жизни совершенно открыта. Про деньги, полученные американским политиком на избирательную кампанию, известно, например, просто все до последнего доллара – от кого получено и на что потрачено. Про президента известно поминутно, с кем он встречается; кроме узкого круга вопросов, связанных с безопасностью. В публичном доступе находятся материалы президентских совещаний и слушаний парламентских комиссий, данные о бытовых расходах семей и т. п. В странах с менее гибкой и конкурентной политической системой – в Германии и Франции, например, – прозрачность политической жизни ниже, чем в Америке и Англии, но выше, чем в Чехии и Польше, и намного, намного выше, чем у нас.

Так что в том, что американские дипломаты обучатся дипломатии ХХI века – «дипломатии без секретов», сомнений нет. А вот скоро ли научатся наши – большой вопрос...