Рассекреченные дипломатические документы не стали моментом истины

В российско-американских отношениях только что столкнулись две дипломатии. Во-первых, тайная дипломатия США, представленная скандальными публикациями сайта Wikileaks, дающими возможность посмотреть, что пишут американские дипломаты в конфиденциальных материалах своему правительству, вырабатывающему на основании такого рода отчетов внешнюю политику США, мнения о лидерах и т. д. Во-вторых, медийная дипломатия в виде интервью Владимира Путина ведущему американского канала CNN Ларри Кингу.

История публикации документов на Wikileaks войдет в учебники по целому ряду предметов – от истории и политики до журналистики и дипломатии. Конфликт между государством, старающимся действовать как можно более закрыто, и обществом, желающим быть максимально информированным, существует давно. Публикации Wikileaks вывели его на новый уровень и по крайней мере временно обеспечили победу общества в этом раунде противостояния.

Конечно, речь не идет о документах личного свойства. Это было бы однозначно аморально и преступно. Однако все опубликованные сайтом материалы все равно отправятся в государственные архивы США, которые должны через определенное время сделать их доступными всем. Информационная революция Wikileaks заключается, в частности, в том, что, во-первых, это время сокращено до минимума, а во-вторых, доступ к материалам получили одновременно миллионы людей в разных странах мира. Приоритета не было ни у кого. Главный урок в том, что документы на электронных носителях рано или поздно могут быть оттуда скопированы. В отличие от традиционных, которые создавались на бумаге, часто в одном экземпляре, и передавались с диппочтой. Об этом надо задуматься государствам, переходящим на систему электронного правительства и делопроизводства.

Публикация секретных документов является старым политическим оружием. В первом декрете советской власти в 1917 г. был провозглашен отказ от тайной дипломатии и выражено «твердое намерение вести все переговоры совершенно открыто перед всем народом, приступая немедленно к полному опубликованию тайных договоров, подтвержденных или заключенных правительством помещиков и капиталистов с февраля по 25 октября 1917 г.». Выступая на III съезде Советов, Лев Троцкий заявил о «коренном изменении рабочим и крестьянским правительством всех методов дипломатии». Большевикам удалось таким образом опорочить Запад, однако сам СССР быстро создал одну из самых засекреченных систем власти.

Сегодня Wikileaks действует в традициях западной журналистики, в первую очередь направленной на расследование секретной деятельности государства (главным образом собственного), но без учета интересов государства. Это часть концепции свободы слова. Общество имеет право знать, кто и как им руководит. Правда априори не может принести вред. Чиновники стараются скрыть что-то, что выгодно только им. Все это – постулаты расследовательской политической журналистики. Именно так мир узнал, например, про Уотергейт, Гуантанамо, секретные тюрьмы ЦРУ в Европе и многое другое. Неизвестно, что было бы, если бы стали известны документы о том, что правительство США далеко не уверено в наличии ядерного оружия в Ираке, или свидетельства подготовки 11 сентября 2001 г.

Не может не удивлять общий уровень выплеснувшейся информации и аналитики. Огромный дипломатический аппарат единственной сверхдержавы мира в своих конфиденциальных депешах передает в основном то, что можно найти в открытых источниках. В чем сегодня смысл секретной дипломатии? Кому она нужна? Wikileaks – начало конца многовековой тайной дипломатии. Но в результате не революции, как пытались в 1917 г., а ускоренного технического прогресса, находящегося в руках не государств, а глобального общества. Потенциальные последствия для мира могут быть самыми непредсказуемыми, но уже можно предсказать дальнейшее ослабление сверхдержав и их роли в формировании нового миропорядка.

Дипломатия – одна из немногих областей политики, где государство остается монополистом. Во всех странах общество имеет очень ограниченные возможности влияния на внешнюю политику своей страны, включаясь в основном в обсуждение уже принятых решений. В интервью Владимира Путина каналу CNN звучали слова от имени народа России, что в данном случае закономерно. Это тоже элемент официальной дипломатии. Однако лидерам государств надо теперь учитывать, что у их народов благодаря бурному развитию технологий появляется все больше не контролируемых властью возможностей говорить друг с другом напрямую. Полузабытая ныне публичная, гражданская неофициальная дипломатия, получая новые технологии, медленно, но неуклонно вытесняет дипломатию тайную, которой теперь суждено тратить все больше сил на сохранение своих, часто никчемных секретов. То, что могут легко украсть, лучше самим сделать публичным. Очевидно, что у Wikileaks будут многочисленные последователи.