156 погибших от жадности и халатности

Год назад, в ночь на 5 декабря 2009 г., пожар в пермском клубе «Хромая лошадь» унес жизни 102 человек. Позже в больницах скончались еще 54 пострадавших, еще 19 стали инвалидами. Трагедия унесла почти в шесть раз больше жизней, чем подрыв «Невского экспресса» (27 погибших) в ноябре 2009 г., и почти в четыре раза больше, чем теракт в московском метро в марте 2010 г. (40 человек).

Гибель полутора сотен молодых и профессионально состоявшихся людей произошла из-за жадности владельцев клуба и бездействия надзорных органов. Первые загромоздили путь к запасному выходу и использовали при отделке материалы, выделяющие при возгорании токсичные вещества. Вторые отмечали вопиющие нарушения правил пожарной безопасности, но не настаивали на их устранении, хотя могли по закону приостановить работу заведения на три месяца. Дмитрий Медведев по горячим следам поручил помочь пострадавшим, наказать виновных и предотвратить новые трагедии. В частности, президент предложил ужесточить наказание за нарушения правил противопожарной безопасности.

Какие уроки извлекли государство и граждане из трагедии? Заставили ли жертвы пожара в Перми исправить системные недостатки в системе профилактики возгораний?

Дела владельцев клуба и сотрудников местного управления Госпожнадзора сейчас рассматриваются в районных судах. Это, вероятно, продлится долго, но гласное детальное разбирательство в таких случаях поможет понять, кто действительно виноват в случившемся. Соответствующие статьи Кодекса об административных правонарушениях и Уголовного кодекса не претерпели изменений: максимальный штраф составляет 40 000 руб., наибольший срок за пожар с массовыми жертвами по-прежнему семь лет лишения свободы. Но дело не только в мягкости законов.

После трагедии в Перми сотрудники пожнадзора начали массовые проверки клубов и развлекательных заведений. Только в Москве в декабре 2009 г. было выдано 400 предписаний об устранении нарушений, суды приостановили работу 150 фирм и учреждений на срок от 10 дней до трех месяцев. Некоторые известные увеселительные заведения понесли серьезные убытки. По официальным данным МЧС, всего за год проведена 21 000 проверок в помещениях, выявлено 113 000 нарушений.

На основании проверок в суды ушло 4549 материалов на приостановку эксплуатации опасных объектов, пока суды закрыли более 3000 из них.

Пристальное внимание инспекторов к безопасности увеселительных заведений и общепита, возможно, предотвратило новые пожары с тяжкими последствиями. Однако ручное управление на одном направлении деятельности противопожарной службы не могло устранить ее системных недостатков, которые ярко выявились жарким летом 2010 г.

Разумеется, отчасти причина массовых лесных пожаров – в погодной аномалии. Но синоптики ее предсказывали. А сильные лесные пожары в Мордовии и Нижегородской области начались еще в первой половине июня. Однако пожарные (равно как и губернаторы, и местные власти) не использовали тогда время должным образом. Они не сосредоточили пожарные подразделения и технику в находящихся под угрозой пожаров районах и не эвакуировали жителей из опасных мест. Более того, милиция и прокуратура угрожали уголовными преследованиями жителям лесных районов и дачникам, пытавшимся собственными силами проложить защитные просеки и выкопать пруды. Губернаторы рапортовали Москве о том, что контролируют ситуацию. В итоге огненная стихия летом унесла в центре и в Поволжье 60 жизней, погорельцами стали более 3000 человек, материальный ущерб оценивается десятками миллиардов рублей.

Разгильдяйство и халатность в очередной раз оказались опаснее террористов и стихийных бедствий. Если ситуация не изменится, будущим летом президенту придется тушить пожары наравне с премьером.