Откуда Россия будет брать нефть на экспорт

Последние правительственные документы, посвященные планированию развития российской нефтяной промышленности, уже более осторожны в оценке перспектив добычи. Эксперты неоднократно указывали те фундаментальные причины, по которым текущий год вообще может оказаться последним с точки зрения прироста добычи нефти. Это означает, что государству все равно придется решать экспортную задачку: если у вас не растет производство нефти, а вы намерены усилить присутствие на относительно новом для себя азиатском рынке, то надо эту нефть откуда-то изъять. Либо с внутреннего рынка (но как быть тогда с экономическим ростом?), либо с традиционных экспортных маршрутов.

Понятно, что конкуренция на европейском нефтяном рынке будет расти. И азиатские страны могли бы стать нам существенным подспорьем. Вопрос только в том, какой ценой будет идти это перенаправление экспортных поставок. И нужен ли нам добровольный уход с европейского рынка. Равно как и ускоренное перебрасывание нефти из Западной Сибири в Китай и записывание в восточносибирские месторождения тех проектов, которые геологи традиционно относят к Сибири Западной (вроде Ванкора). Понятно, что этот вопрос связан с налоговыми льготами для компаний, но вот для государства выигрыш не очевиден.

Показательна история с нефтепроводом Одесса – Броды. Запустить его в аверсном режиме и качать азербайджанскую и казахскую нефть на польские НПЗ было мечтой еще «оранжевой» власти. Но даже ей это не удалось – поставки российской нефти по «Дружбе», а затем до Одесского порта были более рентабельными. Поэтому с 2004 г. труба и использовалась в реверсном режиме.

И вот в конце этого года подписывается соглашение на три года о регулярных поставках с Украины в Белоруссию. А почему? Да все просто. Основной российский поставщик нефти по нефтепроводу – компания ТНК-BP – сокращает поставки в Европу из-за роста экспорта в восточном направлении. Поэтому со следующего года поставки в Одесский порт не планировались. Получается, что аверс стал реальностью, когда российская нефть де-факто покинула поле боя. Российский контракт был рассчитан на 9 млн т, а Белоруссия как раз хочет покупать у Венесуэлы 10 млн. Причем в Одесса – Броды, скорее всего, пойдет азербайджанская нефть по своповой схеме.

«Дружба» будет осушаться и дальше, особенно после ввода нефтепровода БТС-2, который может остановить поставки через северную часть этой системы. Но через балтийские порты во все страны Восточной Европы поставки не осуществить. Получается, что часть рынков мы намерены оставить конкурентам – скажем, Казахстан уже планирует удвоить поставки нефти в Словакию.

Может быть, по сравнению с Китаем эти рынки и кажутся нам мелкими. Но тогда зачем пугать европейских потребителей телеграммами относительно возможных перебоев с поставками, списывая все на перевод Одесса – Броды в аверс? Все же в нашей экспортной стратегии еще много нелогичных решений.