Поправки в законы о местном самоуправлении усиливают его зависимость от бюрократии

Местное самоуправление ждет очередная реформа. Дмитрий Медведев в послании к Федеральному собранию предложил отказаться на муниципальных выборах от привычной мажоритарной системы и перейти к избранию по партийным спискам. Кроме того, недавно президент подписал поправки в закон об организации местного самоуправления (МСУ), которые позволят главам районов совмещать свои посты с должностями мэров райцентров. Это, по мнению авторов закона, позволит избежать дублирования полномочий и упростит доступ жителей к местной власти.

Важно понять, есть ли смысл у этих изменений и как они отразятся на жизни обычных людей.

Переход к пропорциональной системе на местных выборах, скорее всего, вызван двумя ключевыми причинами. Во-первых, президент, недовольный застоем в политической жизни, таким образом пытается ослабить использование административного ресурса и довести межпартийную конкуренцию до каждого поселка или деревни. Во-вторых, выборы по партспискам – это одновременно и попытка Кремля очистить местную власть от преступных элементов, сращивание с которыми ярко проявилось в вопиющих историях безнаказанности бандитов в Краснодарском крае, Саратовской и Владимирской областях.

Проблема в том, что партии за редким исключением не имеют разветвленной системы партийных ячеек. Агитация с помощью портретов вождей на местном уровне часто неэффективна, обывателей больше интересует способность власти решать вопросы повседневной жизни – строительства дорог, содержания школ и больниц, уборки мусора. Поэтому партии (как раньше это происходило на региональном уровне и в крупных городах), скорее всего, будут привлекать в свои ряды наиболее заметные фигуры из числа местных предпринимателей и чиновников. Но вряд ли можно рассчитывать, что живущие в столицах партийные бюрократы будут разборчиво включать в списки только местных жителей с безупречной репутацией. Зато можно прогнозировать, что авторитетные предприниматели потянутся за партбилетами как за подобием индульгенций, которые обеспечат им дополнительную защиту от уголовного преследования.

Совмещение должностей глав района и райцентра – несколько иная история. Депутаты сетуют, что сейчас бюджет и обыватели страдают от двоевластия: бюджет несет излишние расходы, а жители не знают, к кому обратиться.

Эксперты Института экономики города полагают, что проблема в другом. За редким исключением районные выборы выигрывают представители доминирующей партии, но затем они нередко сталкиваются с независимым или оппозиционным мэром. Сейчас 70–75% муниципальных районов имеют дотационный бюджет, большую часть доходов дают райцентры. А совмещение должностей в этой ситуации – это контроль над финансовыми потоками. Но не только. Речь идет об устранении политической конкуренции.

Возможно, что новая модель прямого управления городами распространится и на некоторые региональные столицы, прогнозирует политолог Ростислав Туровский. Тогда получится дуумвират, при котором мэр из числа депутатов делит власть с предложенным (читай – назначенным) губернатором сити-менеджером. Это укрепит господство бюрократии на низовом уровне власти, сохраняя видимость самоуправления.

Лидер большевиков Владимир Ленин назвал дореволюционные выборные земства и городские управы «пятым колесом в телеге русского самодержавия». Полномочия и права современного аналога земств – местного самоуправления – формально гарантированы от вмешательства бюрократии Конституцией и законом. Муниципальная реформа в России продолжается почти шесть лет. За это время, по расчетам Института экономики города, было принято 43 закона, которые внесли свыше 200 поправок в порядок работы органов местной власти. Многие из этих поправок усиливают зависимость муниципалитетов от органов государственной власти.