Прикормленные футбольные фанаты дорого стоят

Эта неделя была отмечена жестокими драками футбольных болельщиков, закончившихся смертью двух молодых людей. В субботу был убит болельщик «Локомотива» Михаил Антончик, в ночь на понедельник погиб фанат «Спартака» Егор Свиридов. А во вторник около тысячи поклонников «Спартака», недовольных ходом расследования смерти Свиридова, перекрыли движение на Ленинградском проспекте, устроив массовое несанкционированное шествие с ксенофобскими лозунгами.

Эти эпизоды не единичны: минувшим летом болельщик «Спартака» Юрий Волков также стал жертвой уличного конфликта. А фанаты петербургского «Зенита» отметились нынешней осенью нападением на хорватских болельщиков, а затем – шествием по центру Северной столицы, переросшим в потасовку с милицией.

Уличные конфликты болельщиков показывают, что это люди с весьма специфическими понятиями о гостеприимстве и границах допустимого насилия. Футбольные фанаты между тем лишь часть проблемы молодежных группировок, формирующихся из представителей социальных низов, которые считают насилие обычным элементом повседневной жизни и наиболее действенным способом решения любых вопросов. Они готовы выгодно продать свою массовость и склонность к насилию любому покупателю.

Это показывает, с какими серьезными трудностями рискуют столкнуться организаторы будущего чемпионата мира по футболу в России при обеспечении безопасности его гостей.

Среди 13 российских городов, где планируется проведение матчей, как минимум три считаются не самыми благополучными с точки зрения уровня преступности. Это Казань, Екатеринбург и ставший печально знаменитым благодаря бойне в станице Кущевской Краснодарский край.

Решить проблему безопасного пребывания футболистов, членов делегаций и сотен тысяч болельщиков с разным уровнем культуры будет не просто. К примеру, зачистка трущоб от банд наркобаронов в бразильском Рио-де-Жанейро, где в 2014 г. предстоит играть матчи ближайшего футбольного первенства и проводить Олимпиаду 2016 г., потребовала участия армии, в том числе вертолетов и танков. Готовы ли российские власти пойти на беспрецедентные меры искоренения преступности, а жители российских мегаполисов – одобрить их?

В российских городах нет настолько ярко очерченных криминальных анклавов, как в Рио-де-Жанейро или африканском Йоханнесбурге. Загнать гостей чемпионата в резервации, как это, например, было в Аргентине в 1978 г., не получится. На последнем чемпионате мира в ЮАР власти попытались отделить гостей от неблагополучных районов за счет усиления охраны. Всего на обеспечение безопасности футбольного первенства были, по официальным данным, потрачены $90 млн, эксперты говорят о $120–130 млн. На улицах находилось около 200 000 полицейских, большинство команд-участниц наняли охранные компании. Столкновений на стадионах удалось избежать. Однако многие журналисты, зрители и футболисты пострадали от нападений преступников в охраняемых гостиницах и заведениях общепита.

За оставшиеся восемь лет до чемпионата можно существенно повысить безопасность на стадионах и вокруг них. Чемпионат мира в Германии в 2006 г. показал, что болельщиков дисциплинирует поголовная дактилоскопия (отпечатки пальцев сняли у нескольких тысяч фанатов, замеченных ранее в противоправных действиях). А билеты на матчи были с чипами, на которых фиксировались адрес, фото и номер удостоверения личности покупателя.

Чтобы обеспечить безопасность чемпионата по футболу в России в 2018 г., государственным органам и силовым структурам уже сейчас необходимо изменить отношение к объединениям болельщиков, считает главный редактор журнала «PROспорт» Станислав Гридасов. Нужно прекратить подпитывать ксенофобские настроения среди фанатов и использовать их для борьбы с неугодными людьми и группировками. Увидев это, воспитывать болельщиков в духе большей терпимости начнут и клубы.