Тройка с минусом для российской школы

Дискуссия о путях развития российского образования активизировалась после публикации проекта профильного закона. Важно понять, насколько нынешняя российская школа разных ступеней соответствует мировым стандартам. Результаты тестов Международной программы оценки школьников (PISA) в возрасте 13–15 лет могут неприятно поразить. Наши ученики 7–9-х классов разделили 42-е место (из 65) со сверстниками из Объединенных Арабских Эмиратов по чтению и пониманию текста, заняли 35-е место по математике и 37-е – по естественным наукам (физика, химия, биология). Первые места заняли дети из школ Китая, Кореи, Сингапура, Финляндии и Канады. Лучший результат среди государств бывшего СССР (13-е место) показали эстонские школьники.

Казалось бы, итоги подтверждают правоту говорящих о деградации отечественного образования. Не все так просто. Скорее можно говорить о застое именно в школе второй ступени. В 2003 г. по итогам аналогичных тестов наши ученики заняли 36-е место из 40, в 2007 г. – разделили 33–38-е из 57.

В младшей школе ситуация иная: в тестах на качество чтения и понимания текста (PIRLS) наши четвероклассники в 2006 г. заняли 1-е место среди 40 стран. По итогам теста по биологии и математике (TIMSS) они завоевали в 2007 г. 6-е место по математике и 5-е – по природоведению.

Любопытно, конечно, дождаться результатов тестирования нынешних младших школьников в будущем году, но тенденция налицо: качество восприятия учебных дисциплин снижается именно в средней школе. 90% российских учителей математики и 77% физики, по данным TIMSS, – женщины. Для сравнения: в Италии (30-е место) мужчин и женщин среди учителей примерно поровну, в Норвегии (12-е место) и Нидерландах (9-е) мужчины в большинстве. Может быть, дело в том, что для подростков мужчина-учитель более авторитетен?

Еще одна недоработка – недостаточная согласованность курсов, например, алгебры, физики и химии.

Наконец, главная проблема: в большинстве российских школ подростков учат, не учитывая различия их интересов и потребностей к самовыражению. Принуждение к зубрежке вызывает в юношах и девушках дух сопротивления, отбивает желание учить маловажные в их понимании предметы и, как следствие, негативно сказывается на оценках.