"Старого доброго времени" у России уже нет

Когда я публиковал в «Ведомостях» колонку «Пора готовиться к выборам» (12.05.2010), честно говоря, не верилось, что к концу года мы сможем учредить новую демократическую партию в соответствии с требованиями Минюста, для того чтобы участвовать в парламентских выборах 2011 г.

Однако мы ее не только учредили, но и получили от самого Путина недвусмысленный сигнал о том, кого на самом деле он считает своими главными политическими противниками: оказывается, это я вместе с Немцовым и Рыжковым, а также Березовским «утащил у страны миллиарды в 90-е» (судебный иск о клевете до конца декабря подадим). Иной интерпретации быть не может: вопросы для прямой линии тщательно отбираются лично Путиным, упоминание им нескольких конкретных фамилий оппозиционных политиков – вполне четкий сигнал.

Ничего удивительного, ведь конкуренция между путинским державническим проектом и либеральным проектом – до сих пор главный вопрос российской политической повестки дня.

Но, абстрагируясь от нашей партии и от Путина, стоит сказать о том, что, возможно, является главным итогом уходящего года и прогнозом на следующий. 2010 год впервые за долгое время высветил собранные воедино накопившиеся проблемы нашей страны – массовые протесты в Калининграде и других регионах, «Распадская», летние пожары, Лужков, коррупция, замедление посткризисного роста и т. д. Показал, что просто так проехать наудачу уже не получится – перед страной системные трудности, требующие системных решений.

А 2011-й станет годом, когда будет ясно, каким именно образом Россия намерена эти проблемы решать. За предвыборным годом должна будет последовать длительная пауза в федеральных выборах – следующие только в 2016 г.

Один сценарий – страна предпринимает попытку решить накопившиеся проблемы цивилизованным, парламентским путем. Оппозицию допускают к выборам, предоставляют ей трибуну, запускают механизм цивилизованной политической конкуренции, способный помочь России найти выход из тупика.

Сценарий второй – белорусский. Партии власти и ее сателлитам опять рисуют 80%, а с оппозиционерами жестко расправляются – вон Лукашенко взял и попросту арестовал всех конкурентов по президентской гонке, а оппозиционные партии распорядился распустить.

Как будет в этом случае с выходом из тупика? Да так же, как и в Белоруссии.

В этом плане очень важно понимать историческое значение и уходящего 2010 года, и наступающего 2011-го. 2010 год подвел черту под «старым добрым временем»: его уже нет, мы уже в новом времени, времени больших трудностей, и вернуть «викторианскую эпоху» уже не получится ни командными окриками, ни заклинаниями о модернизации.

В 2011 г. власти придется делать принципиальный выбор по поводу будущего страны. У меня нет иллюзий по этому поводу. Но остается надежда. О которой говорил Михаил Ходорковский в своем последнем слове на суде.