Кому грозит китайский самолет

Военно-техническим событием прошлой недели, попавшем в заголовки масс-седиа, стал состоявшийся 11 января первый полет прототипа китайского истребителя пятого поколения.
 Пока не известно даже официальное название новой машины, поднявшейся с аэродрома авиазавода в городе Чэнду провинции Сычуань.

В китайском интернете его чаще всего называют J-20 и, надо сказать, полет машины вызвал взрыв патриотических чувств китайских пользователей, хотя официальной информации о полете так и не появилось. Следует отметить, что несмотря на разговоры о всесильной цензуре, разного рода фотоматериалов о китайских вооружениях выкладывается на разных китайских сайтах и форумах, наверное, побольше, чем в России о российских. При этом, конечно же, не обходится и без патриотического фотошопа.

Последнее обстоятельство и не позволяло верить в реальность выкладываемых с конца декабря фотографий «J-20», но появление незадолго до первого полета снимков с хорошим разрешением развеяло недоверие авиационной общественности. При этом все понимают, что речь идет о полете прототипа, на вооружение новая машина поступит, может быть, не раньше чем через десятилетие.

Российский авиажурналист Владимир Карнозов назвал этот самолет «китайским ломом для вскрытия консервных банок», имея ввиду под банками корабли американского флота. Действительно, создание угрозы для ВМС США вблизи своих берегов является приоритетной задачей Народно-освободительной армии Китая. Без этой угрозы ничего не стоят собственно китайские угрозы Тайваню. В 1995 г проход американской авианосной группы тайваньским проливом между материком и островом в ответ на пуски китайских ракет наглядно показал, кто является современной владычицей морей.

Однако парадоксальным образом рост военного потенциала Китая вызывает усиление военных позиций США в регионе, поощряемые американцами переговоры об укреплении связей в сфере безопасности начались между всеми важными американскими союзниками на Тихом Океане — Японией, Южной Кореей и Австралией. Ясно, что эти страны могут начать пересмотр оборонных программ и, в первую очередь, программ закупок новых боевых самолетов, поставщиками которых для них являются США.

Новый самолет может угрожать, конечно, не только флоту, базе на острове Гуам — форпосте Вооруженных сил США, или такой же базе на Окинаве. «Гуам-бомбер» в той же мере может стать и «Урал-бомбером» и «Дели-бомбером», хотя следует признать, что российско-китайские отношении — гораздо менее проблемные, чем американо-китайские или индийско-китайские отношения.

Но и для Москвы и Дели появление новой китайской машины становится мощным стимулом для активизации разработки своего самолета пятого поколения, прототипом которого является Т-50 ОКБ Сухого. Таким образом, если бы китайского самолета не было бы, его стоило придумать, и его первый полет — хорошая новость для Lockheed Martin и «Сухого».