Особенности национальной бутафории

Решит ли межэтнические проблемы государствообразующий статус русского народа?

В правительстве знают: межнациональная рознь опасна для страны. Для борьбы с ксенофобией вчера на встрече Федерального собрания с Дмитрием Медведевым депутаты предложили законодательно закрепить государствообразующую роль русского народа. Насколько действенны данные меры для решения межэтнических и межнациональных проблем?

Михаил Тульский, президент исследовательского центра «Политическая аналитика»:

Закрепление статуса русского народа как государствообразующего ничего не изменит. Один статус не решит проблемы отношений между русскими и не русскими гражданами России, особенно когда речь идет о кавказских территориях.

Факты говорят сами за себя. По переписи населения в 1989 г. в Чечне было 269 000 русских, а в 2000 г., по переписи Датского совета по беженцам при ООН, - всего 9400. Есть еще данные российской переписи 2002 г. И хотя я их считаю подтасованными для Чечни, даже по ним русских там было всего 20 000 человек. Мало того, Чечню покинули практически все нагайцы и кумыки, а также горские евреи, одни из самых старейших жителей Кавказа. В Ингушетии в 1989 г. было 25 000 русских, к 1994 г. осталось 500 человек.

Таким образом, в результате массовых гонений в обеих республиках, начавшихся еще в 1992 г., задолго до чеченской войны, и за вычетом погибших около 250 000 русских оказались по факту беженцами из Чечни и Ингушетии. Большая их часть осела в Ставропольском крае. Возможно, поэтому там такой высокий градус националистических настроений. Москва и Питер только на втором месте по сравнению со Ставропольем, а для остальных регионов национальные столкновения не так актуальны. При этом следует отметить, что далеко не все русские, бежавшие с Кавказа, получили статус беженцев, так как бегство с территории, на которой официально нет вооруженного конфликта на межнациональной почве, не дает статуса беженца. Да и «контртеррористический» характер операции в Чечне тоже не закрепил за ней статус вооруженного конфликта.

При этом Чечня и Ингушетия — не единственные республики, откуда массово бежали русские. Без статуса беженцев по территории страны скитается огромное количество бывших русскоязычных жителей Таджикистана. И хотя таджики не выгоняли русских, за них это сделала гражданская война между таджикскими исламистами и правительством. К тому же Таджикистан как был самой бедной республикой в СССР, так и остался таковой на постсоветском пространстве. По переписи населения 1989 г., в Таджикистане было 388 000 русских, а в 2000 г. - 68 000.

Проблемы русских, приехавших из бывших республик, существуют до сих пор. Официально они не получили от государства ничего или практически ничего. Программа «Соотечественники», организованная в недавние годы, неэффективна. По ней предлагается жилье в полузаброшенных деревнях Воронежской, Смоленской, Тверской и других областей, в деревянных домах без канализации, которые бросили местные жители. То есть там, где никто жить не хочет. Это издевательство - предлагать высокообразованным людям, которые приехали вообще-то из мегаполисов типа Алма-Аты, Ташкента, Фрунзе (Бишкека), Грозного, селиться в таких условиях.

Также в 2003 г., когда массово меняли советские паспорта на российские, многим русским, приехавшим в 1990-е гг. из республик, было отказано в получении российских паспортов. Хотя некоторые из них даже успели отслужить перед этим в армии. В итоге многие русские в нашей стране были поставлены в положение иностранцев, которые получали гражданство по обычной схеме. Считаю, что государство должно облегчить возможность получить гражданство для русских, вернувшихся из других стран.

Есть проблема и русских за границей. В Эстонии проживает 200 000 русскоязычного населения (это русские, украинцы, белорусы, поляки, евреи), которые не имеют никакого гражданства, и 100 000 имеющих российское гражданство, но не имеющих эстонского. В Латвии русским тоже не дают гражданства. На выборах ЕС русским, не имеющим эстонского и латвийского гражданства, но постоянно проживающим в этих странах, голосовать разрешено, а внутри самих этих стран – нет. И это при том, что 100% русских и русскоязычных в Латвии и Эстонии имели латвийское и эстонское гражданство с 1990 г. по лето 1992 г., а потом по политическим мотивам были лишены такого права и остались только с одним, российским. Хотя есть и положительный пример Литвы, где все русские и даже все поляки получили литовское гражданство.

Так что ситуация в Латвии и Эстонии совершенно вопиющая: даже если считать, что русские здесь – оккупанты (хотя русские вместе с «чудью», т. е. эстонцами, еще в IX в. вместе призывали Рюрика), то все равно ни в одной освободившейся колонии Азии или Африки не лишали гражданства англичан или французов на том основании, что они «оккупанты», или на том основании, что они не знают языка местных народностей, а, наоборот, во всех освободившихся колониях язык метрополии становился единственным государственным или вторым государственным. Так что ситуация с русскими в Эстонии и Латвии не имеет никаких мировых аналогов, и наши политики должны вести какие-то действия по отношению к этим странам, в том числе и с помощью ЕС. Вот тогда это будет забота о русском народе.

Да и с точки зрения государственных регалий тоже не вижу смысла. Ну официально закрепят, что президентом может быть только русский. А что у кого-то явно нерусского есть шансы стать президентом в нынешней ситуации? Для Карелии, Коми, Мордовии, Удмуртии, Башкирии или Карачаево-Черкесии было бы значимо, если бы возглавлять республику мог бы только карел, коми, удмурт, башкир и карачаевец, поскольку там "титульная нация" составляет менее 50% населения.

Другое дело, если бы в федеральном бюджете была отдельная строка на субсидии русскоязычным беженцам, причем с объемом расходов, не меньшим, чем дотации Чечне. И вот если расходы на русских беженцев хотя бы сравнятся с расходами на восстановление Чечни после войны, тогда депутаты реально покажут, что русский народ имеет какой-то статус в этом государстве. А пока что все это чистой воды профанация.