Против ЕГЭ и подушевого финансирования

До окончания общественного обсуждения проекта закона «Об образовании» на сайте zakonoproekt2011.ru осталось меньше двух недель. Чиновники из Минобразования и привлеченные эксперты утверждают, что новый закон позволит приблизить российское образование к мировым стандартам и освободить школы и институты от административного диктата.

Но начавшееся 1 декабря обсуждение показало, что вопреки заверениям министра Андрея Фурсенко проект оказался сырым и сохранил некоторые сомнительные инициативы. В частности, в нем нет пункта об обязательном дошкольном (или предшкольном) обучении. Неясно очерчены отношения родителей со школами и детсадами, между педагогами внутри системы, порядок финансового и материального обеспечения деятельности школ, регламент внутренних и внешних проверок.

Вместо того чтобы скрупулезно указывать на недочеты в предложенном законопроекте, коммунисты и общественные организации предложили свой. Альтернативный документ предлагает отказаться от всех последних новаций в управлении российским образованием, а именно от подушевого финансирования школ и от единого государственного экзамена; кроме того, надо повысить долю расходов образования в бюджете до 7% (сейчас около 4%), чтобы зарплата школьных педагогов была равной средней по стране (сейчас – две трети). Кроме того, они намерены законодательно закрепить норму, чтобы на одного учителя приходилось не более 20 детей.

Последнее предложение выглядит исключительно странно. Сейчас в России на школьного учителя приходится в среднем чуть больше 12 учеников. Идея снова поломать систему школьных и вступительных экзаменов, как бы ни критиковали ЕГЭ, – исключительно вредная: неразбериха гарантирована. Тот же эффект произведет, вероятно, и отмена подушевого финансирования: плохо или хорошо, оно уже работает.

Жаль, конечно, что уже второе всенародное обсуждение закона (первое – закона о полиции) оказывается не слишком полезным. Может, с третьей попытки получится.