Ден Браун: много шума из ничего

В телепрограмме увидела фильм «Код да Винчи» по роману Дэна Брауна. Помните такой? Конечно помните: и автора, и роман, и ажиотаж вокруг него. Просто долго о нем не вспоминали.

Вышедший в 2003 году этот динамичный детектив с большой научно-познавательной претензией завалил книжные магазины мира. Приедешь в Лондон – в каждой витрине «Код да Винчи», отправишься оттуда в Париж – и там горки его томиков, как в Москве, Берлине и Буэнос-Айресе. За два года – перевод на 44 языка, суммарный тираж 25 миллионов, еще через год – 40 миллионов. В списке американских бестселлеров роман держится 70 недель.

Казалось, мир содрогнулся, невзрачное лицо Дэна Брауна - на пером месте в новостях, СМИ докладывают: церковь в панике, правда о Христе открыта – имел любовную связь и детей, был таким же как каждый из нас – ничуть не лучше, просто человечество дурили два тысячелетия. Историки искусства в мировом эфире перечисляют ошибки и разоблачают выдумки модного автора, но кто же их слушает. Турагентства оперативно пекут экскурсии по местам передвижения главных героев: «Париж Дэна Брауна» с заходом в Лувр. Портрет Моны Лизы Леонардо да Винчи называют «одним из ключей» «Кода да Винчи». Туристы пялятся на «пирамиду» - декоративную конструкцию в луврском подземном предбаннике - и считают в ней грани, потому что в них что-то там зашифровано.

Голивуд кует пока горячо, все обстоятельства процесса экранизации доносятся до всемирного потребителя: Лувр разрешил съемку, англиканская церковь запретила, Ватикан – ну он то уж точно против съемок в римских храмах. Странно было бы, честно говоря, если бы разрешил.

Фильм выходит, берет свою кассу, не такую, однако, рекордную как книга. И Дэн Браун забыт, как ему и положено. Был на всякий случай быстро переиздан предыдущий его роман, но чуда не повторилось – распродали в меру успешно.

Фильм получился скучный - путаный, мрачноватый, с давно утратившим обаяние Томом Хэнксом. Но не в нем дело. Оглядываясь на несколько лет назад, поражаешься, как такая ересь – не в религиозном, а простонародном значении этого слова – взволновала вдруг обывательские умы. С чем вообще было спорить ученым, о чем беспокоиться церкви? Кто это кино будет пересматривать, а книжку перечитывать? То, что умным и элементарно образованным было и в 2003 году ясно, теперь для всех очевидно.

Потому что настоящая тайна – всегда больше, чем любое ее разоблачение. Я тут не Христа всуе поминаю, а художника Леонардо да Винчи, его знаменитый портрет и великий парижский музей, самый, между прочим, посещаемый музей мира.