Смерть с мигалкой

Президентский указ об отставке руководителя московской ГИБДД генерала Сергея Казанцева интересен с нескольких точек зрения. Известно, что Казанцев подал рапорт об увольнении по возрасту еще в августе 2010 г., в начале кампании против Юрия Лужкова. Публикация указа совпала (разумеется, случайно) с двумя ДТП на прошлой неделе с участием высокопоставленных чиновников. В среду столкновение служебного BMW президентского полпреда в Госдуме Гарри Минха с встречным Opel на Рублевском шоссе обернулось гибелью водителя чиновника и тяжелыми травмами девушки из Opel. В пятницу в аварию – к счастью, без жертв – попала машина с начальником главного эксплуатационного управления управделами президента Александром Гладышевым. ДТП (особенно с участием машины Минха) вызвали широкий общественный резонанс и бурное обсуждение с публикацией видео в интернете прежних поездок погибшего водителя.

Отставка Казанцева, подчиненные которого «отличились», в частности, устройством живого щита на МКАД из личных машин автолюбителей в марте 2010 г., назрела давно. Сейчас указ выглядит воплощением известного российского принципа «разберемся как следует и накажем кого попало»: формально дорога, где погиб водитель Минха, не находится в ведении московской ГИБДД, а вместе с призывом пресс-секретаря управделами президента Виктора Хрекова «не спекулировать на ситуации, пытаясь заработать очки» и уверениями в высокой квалификации погибшего отставка выглядит попыткой отвлечь общество от обсуждения злободневной темы. Очередная авария с человеческими жертвами с участием машин высокопоставленных чиновников, которые в народе называют «членовозами», еще раз напомнила об опасной вседозволенности. Отечественные дороги бороздят более 1300 (таковы данные прошлогоднего расследования «Ведомостей») служебных машин высших чиновников и бизнесменов со спецсигналами, автомобили сопровождения, а также личные машины самих бюрократов, судей и следователей, задерживать которых запрещено законом. Недавно список пополнили сотрудники ФСО. К ним можно добавить родственников всех этих важных людей. Встреча с ними опасна для рядовых участников движения и пешеходов.

В декабре 2009 г. дочь председателя Иркутского облизбиркома Людмилы Шавенковой Анна наехала на шедших по тротуару женщин, одна из них погибла, другая осталась инвалидом. Дело получило большой резонанс, выжившая Юлия Пяткова и ее родители получили от Шавенковой по 100 000 руб.

Но чаще жертвы ДТП с участием чиновников и их родственников сами становятся их виновниками. В январе 2005 г. губернатор Брянской области Николай Денин сбил насмерть жительницу Калужской области. По официальной версии, она переходила шоссе в неположенном месте. В мае 2005 г. сын экс-министра обороны Сергея Иванова Александр сбил пожилую женщину на юго-западе Москвы. Через полгода дело прекратили. По официальной версии, Иванов-младший «не имел технической возможности предотвратить наезд на пешехода». 10 сентября 2007 г. в Подмосковье Mercedes сопровождения кортежа председателя Верховного суда Вячеслава Лебедева протаранил ВАЗ‑2104 – погиб пассажир «четверки», его жена получила тяжелые травмы. Автомобиль начальника ГИБДД страны Виктора Кирьянова в феврале 2008 г. выехал в центре Москвы на встречную полосу и сбил девушку. Наконец, виновницей ДТП с Mercedes вице-президента «Лукойла» Анатолия Баркова в феврале 2010 г., в котором погибли две женщины, признали водителя Citroen Ольгу Александрину. Родственники погибших уже обратились в Страсбург. Но Кирьянов уверен: «Безопасность тех, кого сопровождают, превыше этого (многочасовых пробок и ДТП? – «Ведомости»)». Вседозволенность породила особую касту водителей, которые привыкли игнорировать безопасность других участников движения и законы физики. Гибель водителя Минха, двух губернаторов и их водителей, гонки детей топ-менеджеров на спорткарах в Москве и Швейцарии в 2009 г., случайно обошедшиеся без жертв, яркое тому подтверждение.

Возможно, последняя трагедия заставила задуматься власть о введении езды без правил в рамки разумного. Виктор Хреков сообщил «Эху Москвы» об оснащении машин кремлевского гаража системами «Глонасс», которые позволят контролировать правомерность включения мигалок и соблюдение правил движения.