Новая реальность Давоса - у России есть шанс подправить свой имидж

Отсюда и “новая реальность” Давоса. Только на основе поиска общих ценностей можно преодолеть противоречия между странами и между разными социальными группами. Новые ценностные ориентиры уже несколько лет находятся в центре внимания ВЭФ. В том, что они нужны, пожалуй, уже ни у кого нет сомнений. Но вот как выработать эти новые ценности и создать механизмы их поддержки – этот вопрос пока остается открытым. Своеобразным тестом того, развивается ли ситуация в направлении сближения или наоборот поляризации интересов будет сам форум, ведь в его дискуссиях очевидно проявятся все противоречивые интересы, которые и составляют основу новой реальности.

Организаторы Всемирного экономического форума в Давосе, всегда хорошо улавливающие настроения разного рода элит, выбрали основной темой форума «Общие нормы в Новой реальности» (Shared Norms for New Reality). Почему?

Наступление “новой реальности”задает настроение второй половины 2010 – начала 2011 г. В США заговорили о «новой норме» с низким ростом и высокой безработицей. В Европе во всю бушует кризис государственного долга, который заставляет оперативно пересматривать правила европейского миропорядка. Развивающиеся страны вроде бы вернулись к предкризисным высоким темпам экономического роста, но и им понятно, что модель меняется, поскольку возможности для ускорения за счет спроса со стороны развитого мира себя постепенно исчерпывают. При этом высокая инфляция на продукты питания расшатывает социальную стабильность даже в быстро растущих странах. Смена модели чувствуется и в России – надежды на легкий возврат к предкризисному сценарию постепенно рассеиваются.

При этом, если на пике кризиса, наблюдалось единство интересов всех  государств – самое важное было остановить катастрофу, - то теперь все очевиднее противоречия. Самый яркий пример - "валютные войны", о которых мир узнал накануне последней встречи G20. Emerging markets в штыки встретили вторую волну количественного ослабления в США, возникла угроза роста протекционизма на финансовых рынках. Внутри стран ситуация не лучше, а может быть и хуже. Аналоги американского противоречия между интересами Wall street и Main street (стандартное название главное улицы города) можно найти практически в любой стране мира. Появилась гипотеза, утверждающая, что элиты разных стран больше похожи друг на друга, чем на других жителей своих стран.

Россия 2.0

России на нынешнем Давосе представляется отличный шанс – предстать в новом образе. Традиционный стиль российской политики очень узнаваем: не идти на компромиссы и часто, в буквальном смысле, «продавливать» свои интересы. Это особенно ярко было видно в энергетической сфере, где Россия не хотела подчиняться европейской логике и проводила собственную политику. Но сейчас другие времена: по многим вопросам, являющимся камнем преткновения, у России нет четко выраженных интересов, и она может позволить себе выступать в роли арбитра или поддерживать одну из сторон просто из чувства справедливости. Так было с недавним решением об изменении квот в МВФ – российская ситуация при этом не менялись, но Россия поддерживала позицию развивающихся стран.

Такая же ситуация с проблемой глобальных дисбалансов, одной из самых серьезных в современном мире. Россия как сырьевая страна должна иметь положительное сальдо торгового баланса, и с этим согласится любая рабочая группа, занимающаяся составлением индикаторов дисбалансов. В любом случае, в последнее время сальдо баланса текущих операций России время от времени снижается до сравнительно низкого уровня. Приток капитала в страну в последнее время также остановился, несмотря на рост цен на нефть. Поэтому страна не затронута валютными войнами, и может позволить себе наблюдать как воюют другие и даже помогать останавливать конфликты.

В бюджетной политике ситуация в России пока тоже вполне приемлемая: дефицит бюджета небольшой, а государственный долг, пожалуй, даже слишком низок. В общем, по большинству ключевых вопросов международной повестки дня России особо нечего терять, поэтому она может выступить защитником глобальных, а не собственных интересов. Безусловно, это шанс, и им надо воспользоваться, например, для изменения изрядно испортившегося в последнее время российского имиджа. Но при этом важно не повторять главную ошибку последних лет – мнение о том, что имидж может быть разным для внутренних и внешних пользователей. К сожалению, это сообщающиеся сосуды, и отношение к стране можно менять либо целиком, либо не менять вообще.

Нынешний Давос в значительной степени российский. Прежде всего,  потому что президент Дмитрий Медведев выступает на открытии, а на следующий день России посвящена целая панель. Но российская тема обсуждается не только в самом Давосе. В известном смысле российским для ВЭФ будет весь этот год: о стране будут говорить и на Европейском Форуме ВЭФ в Вене, и на других мероприятиях. Впервые в истории Всемирный экономический форум собирается подготовить специальный обзор конкурентоспособности России, партнерами по подготовке которого выступят Сбербанк и компания Strategy partners. Этот доклад – расширенная версия общего ежегодного обзора конкурентоспособности ВЭФ, содержащая более детальное исследование ситуации в конкретной стране и рекомендации по ее изменению. Документ будет распространяться на всех мероприятиях форума, привлекая дополнительное внимание к объекту исследования.

Если Россия поставит задачу вступить в «новую реальность» страной с новыми ценностями, готовой к изменениям, последовательно идущей по пути модернизации и повышения конкурентоспособности и играющей конструктивную роль в мировой политике, то форум в Давосе может стать для нее отправной точкой. Надеюсь, что в этот раз стране удастся правильно использовать предоставившийся ей шанс.